Almstriden (вязовый конфликт, битва за вязы)
yannis — 16.01.2022 Редкие архивные кадры: столкновения шведиков с конной полицией, шведиков избивают дубинками по голове и травят собакамиВязовый конфликт (битва за вязы) — столкновение между протестующими и полицией, произошедшее в ночь на 12 мая 1971 года в Кунгстрэгордене (Kungsträdgården) в Стокгольме. Протестующие собрались ночью, чтобы остановить вырубку 13 столетних вязов, которые должны были быть спилены в связи со строительством вестибюля с билетным залом, магазином и туалетами на станцию метро Kungsträdgården синей ветки.
Инициативная группа «Альтернативный город» обратила внимание на проблему летом 1970 года, когда был представлен проект вестибюля, и начала собирать подписи против проекта и запланированной вырубки деревьев. Но ответственные политики и чиновники не хотели ничего менять и задерживать строительство метро. Проект был принят Стокгольмским городским советом и, несмотря на попытки обжалования, одобрен правительством.
Вязовый конфликт окончился спасением вязов, но также стал важной вехой в дальнейшем городском планировании. Битва за вязы получила сильную поддержку жителей Стокгольма, потому что она также стала выражением сильного народного недовольства долгосрочным городским планированием Стокгольма, главным образом касающегося его исторического центра, который в то время подвергался многочисленным сносам и перестройкам, которые вылились в создание некомфортной для человека офисной среды, без зелени и с преобладанием автомобильного движения. Акция поставила принципиальный вопрос о роли граждан в муниципальной демократии. Она привлекла внимание национальных СМИ во всем мире и рассматривается как символ растущего экологического движения.
Бэкграунд
Предпосылкой для планов ликвидации вязов послужил эскиз преобразования Кунгстрэгордена, представленный архитектором Peter Celsing, который подразумевал незаслонённый вид сквозь парк от Hamngatan до королевского дворца, что означало необходимость вырубки вязов. Эскиз был включён в актуальный план преобразования города, City 67. Таким образом, запланированный вестибюль метро должен был быть расположен на месте группы вязов, окружающих чайный домик, созданный архитектором Erik Glemmes в 1952 году. Вязы можно было бы оставить, если бы вестибюль состоял из одного только билетного зала, но планируемое строительство дополнительных торговых площадей обозначало необходимость их вырубки. Кроме того, высший ответственный за парк чиновник, городской садовник Holger Blom, уже заявил о низкой жизнеспособности деревьев. Согласно Expressen, он сказал, что «эти вязы уже и так гнилые и уродливые». Политики и технические специалисты города пытались с помощью статей и анонсов в ежедневной прессе убедить общественность в том, что вязы должны быть срублены. На голосовании в муниципальном совете 63 проголосовали за вырубку и 34 против. Социал-демократы единогласно выступили "за", а Модераты единодушно против. 23 апреля 1971 года правительство Пальме утвердило план станции метро Kungsträdgården.
Также для понимания ситуации необходимо отметить тот факт, что оптимизм в отношении прогресса (прогрессивизм), который характеризовал рекордные годы, начал уступать место общественному недовольству и социальной критике, которые стали доминировать после протестов 1968 года в Европе. Битва за вязы стала символической битвой против того, что, как считалось, вело к упадку городов в связи с крупными городскими проектами реконструкции того времени, такими как реконструкция Норрмальма и массовая однотипная жилая застройка «Миллионной программы».
Ход событий
Инициативная группа «Альтернативный город» составила список телефонов, чтобы вырубка вязов не произошла без свидетелей. Вечером 11 мая 1971 года в «Альтернативный город» по разным каналам поступила информация о том, что в ту же ночь деревья будут срублены, и телефонная сеть была активизирована. К полуночи вокруг вязов собралось более тысячи жителей Стокгольма. Ситуация обострилась, когда на место прибыли рабочие с задачей спилить вязы бензопилами. Рабочих сопровождала и охраняла полиция. В три часа ночи рабочие приступили к спиливанию деревьев, и протестующие бросились к вязам, часть расселась вокруг деревьев, другие забрались на них, при этом некоторые протестующие пострадали от полицейских собак и дубинок. Вырубка была остановлена из соображений безопасности всего через несколько минут, но четыре вяза уже получили серьезные повреждения от пил.
Уже на следующий день, 12 мая 1971 года, началось недельное круглосуточное празднование спасения вязов. «Альтернативный город» установил сцену с микрофонами и динамиками, а с деятель организации Göran Folin в качестве конферансье вёл круглосуточное музыкальное представление, в котором артисты участвовали на добровольной основе. Состоялись выступления Kar de Mumma, Cornelis Vreeswijk, Povel Ramel и Fria Proteatern. Хор королевской оперы под руководством Kjerstin Dellert спел с балкона Оперы «Пусть вязы живут». Писатель Вильгельм Моберг заказал в оперном ресторане бутерброды для охранявших вязы. Место событий посетили сотни тысяч жителей Стокгольма. Музыкальная группа Envoys записала песню «Almarna åt folket», шведскоязычный кавер песни Джона Леннона «Power to the People» того же года.
Пересмотр
Уже 7 июня член городского совета Inge Hörlén (социал-демократ) объявила, что была назначена рабочая группа для пересмотра плана станции метро Kungsträdgården. Несколько дней спустя, 13 июня, все члены городского совета и лидеры групп в мэрии заявили, что вязы будут оставлены не только на лето, но и на зиму, решение, которое на практике означало, что вязы не станут вырубать. Пять дней спустя Hjalmar Mehr, ответственный в городском совете за финансы и самый влиятельный политик (социал-демократ) из стоявших за решением о вырубке вязов, был назначен префектом лена Стокгольм (1971–1977) и, таким образом, навсегда покинул муниципальную политику после более чем 30 лет.
Синяя линия была открыта для движения между станциями T-Centralen и Hjulsta, как и планировалось, в 1975 году. Станция метро Kungsträdgården была открыта с вестибюлем на Regeringsgatan в октябре 1977 года. Строительство восточного вестибюля, планировавшегося на месте вязов, было отложено из-за битвы за вязы и открытие состоялось только в январе 1987 года, причём вестибюль располагался в недавно построенном здании по адресу Arsenalsgatan, 10. В оформлении станции метро есть несколько отсылок к сносу больших частей центральной части Стокгольма, в частности, в декоре использованы фрагменты снесённых домов, а также можно увидеть скульптуру в виде пня как символ борьбы за вязы.
В ходе событий были повреждены четыре вяза, но ни одно дерево не было срублено. Повреждения от пил были достаточно незначительными, чтобы их можно было залечить. Независимый эксперт по деревьям уже на следующий день после событий удостоверился, что выпиленные фрагменты деревьев помещены обратно, а затем производился регулярный осмотр вязов. С годами над повреждёнными местами наросла новая кора. Не смотря на сделанные в начале 70-х заявления городского садовника Holger Blom о том, что вязы больны и слабы, 50 лет спустя (в 2021) вязы все еще здесь.
Последствия
Битва за вязы также стала поворотным пунктом в продолжающейся "реконструкции" Норрмальма. После битвы, в 1971 году, практически полностью утихли разговоры о преобразовании города. В ноябре 1973 года Inge Hörlén, ответственная в городском совете за городское строительство, и P O Hansson, ответственный за городскую недвижимость, представили совместный меморандум о пересмотре основных принципов городской реконструкции. Два члена городского совета договорились, что транспортных путей будет меньше, также будет уменьшено и количество парковочных мест, и будет прекращён крупномасштабный снос. В городе должно было быть сохранено большее количество домов. В 1974 году городской совет утвердил руководящие линии по пересмотру City 67, которое стало необходимым после резкой народной критики.
В новом план развития города, Cityplan 77, приоритет отдавался пешеходам и велосипедистам, а также автобусам и грузовому транспорту, в то время как движение частных автомобилей должно было «адаптироваться к меньшей пропускной способности, которую предлагает существующая уличная сеть». Большинство зданий-парковок в центре города было ликвидировано. Строительство северного Mälarstrandsleden, который должен был быть соединен с уже расширенной и продлённой Klarabergsgatan, было прекращено, также как и строительство ряда других тоннелей и развязок. Строительство автотуннеля от Tegelbacken до Sveavägen было завершено, но предполагаемая ветка на Östermalm была укорочена, так что она заканчивалась у Mäster Samuelsgatan. С 2020 года некогда шестиполосная Klarabergatan будет использоваться только для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта.
В Cityplan 1977 были предложены новые пешеходные улицы, парки, уличные насаждения и предоставление приоритета пешеходному и велосипедному движению на регулируемых перекрестках. Части Drottninggatan стали пешеходной улицей, а Fredsgatan - пешеходной улицей с ограниченным движением автомобилей. Согласно Cityplan 1977, представляющие историческую ценность районы и здания должны были сохраняться и поддерживаться, а новые здания должны были дополнять существующую застройку и быть адаптированы к масштабу существующих домов. В Cityplan 1977 входила подробная карта с указанием «зданий, ценных с культурно-исторической и городской точек зрения», которые требовалось сохранить. Некоторые уже выданные разрешения на экспроприацию были отозваны. Cityplan 1977 также означал, что некоторые участки, которые согласно действующему на тот момент Zonplan 70 предполагалось преобразовать в рабочие зоны, были преобразованы в жилые районы, а жилые дома, без разрешения превращённые в служебные помещения, снова должны были стать жильем.
Сорок лет спустя, 11 мая 2011 года, тысячи стокгольмцев и бывших активистов собрались чтобы от праздновать юбилей событий, а к 50-летию, в 2021 году, в Kungsträdgården была организована выставка.
Шведики отмечают