А зачем Толстой?
sapojnik — 09.01.2013 Честно говоря, мне всегда казался порочным сам принцип преподавания литературы в советской школе. Я говорю об «историческом» подходе – то есть когда чем старше класс, тем ближе изучаемый в нем автор к современности. В 5 классе проходят «Слово о полку Игореве» и былины, Пушкин идет до Толстого, потому что жил раньше, а заканчивается все в выпускном классе современными авторами, про которых еще даже неизвестно, классики они или нет.Вроде бы яснее ясного, что не пятикласснику вникать в сложный псевдорусский строй стихов о «полку Игореве», да и в 9 классе читать «Войну и мир» - тоже явно рановато. И при чем тут вообще историческая последовательность, кто бы объяснил?!
Честно говоря, я сильно сомневаюсь и в том, что историю в школе надо изучать в исторической последовательности. Почему античность – это тот же самый 5 класс, а современность – выпускной? Если в античности основы всей нашей цивилизации – может быть, ее как-то надо бы подробнее поизучать тогда, когда подросток на грани юношества, а не тогда, когда у него в самом разгаре детство золотое?
Впрочем, это я все вспомнил, когда прочитал уже нашумевшую статью из еженедельника «Большой город», вышедшую месяц назад. Приведены данные опроса 600 школьников Москвы о том, каких авторов они хотели бы изучать на уроках литературы:
Выяснилось, что более всего школьники ненавидят… Льва Николаевича Толстого – он набрал больше всего голосов «на вынос». Вот мнения о нем:
«Давайте уберем уже «Войну и мир» — все равно ее в школьном возрасте почти никто до конца не дочитывает. Девочки не любят читать описание баталий, а мальчикам скучны все эти светские интриги».
«Я бы с удовольствием исключил из школьной программы Л.Н.Толстого и всех писателей, ему подобных. Ведь это надо додуматься: сесть и написать тысячи страниц ради собственного удовольствия и неудовольствия миллионов школьников наших дней».
«Исключить Толстого, ибо он туп и скудоумен».
«Я бы хотел исключить из списка Льва Николаевича Толстого, потому что я не прочитал его роман «Война и мир», а он очень важен в сдаче ЕГЭ по русскому языку для аргументации сочинения. Не было бы романа, не было бы проблемы».
«Исключать надо Льва Толстого с романом «Война и мир». Его шовинистские взгляды серьезно настораживают. Роман просто пропитан пренебрежением к женщинам. Причем самое печальное то, что Толстой выставляет это в праведном свете: мол, такой вот я патриархальный зануда, но такова жизнь, и судьба женская определена».
На втором месте по неприятию у наших чудесных деток – Достоевский:
«Давайте уберем Достоевского, а то десятиклассники с тоской в глазах начинают шляться по подворотням и дворцам-колодцам, то ли в поисках старушек, то ли еще чего…»
«Исключить Достоевского. Мнение, конечно, субъективное, но Достоевский переливает из пустого в порожнее тяжеловесные рефлексии и воспевает слабость. Слабость какая-то деструктивная, отдает застоявшимся болотом».
«Надо исключить муторного Достоевского, потому что он непонятный мне шизофреник».
«Я бы исключила Достоевского, потому что он депрессивный, маниакальный и совершенно жуткий. Когда ты подросток, и так все хреново вокруг, а Достоевский в школьной программе отравляет жизнь просто невероятно».
Третье место – Солженицын:
«Голосую за исключение Солженицына — это писатель-ремесленник, а не художник».
«Нытик, нудно, неинтересно. Будто просит, чтобы его пожалели».
«Исключить предлагаю Солженицына. Не представляет ни литературной, ни художественной ценности. Вредно читать столько лжи, особенно изложенной столь топорным языком».
«Солженицын — так себе писатель, ценный только своим опытом, но современные сводки новостей, к счастью, предоставляют нам более актуальную информацию о репрессиях в этой стране».
На четвертом месте по неприятию – Шолохов:
«Надо исключить этого, как его, ну, страшного такого, «Тихий Дон» написал. Нет, я против него ничего не имею. Просто оставьте мне большие, объемные книжки на пенсию. Если я о них вспомню, то, может, прочитаю-таки».
«Читать Шолохова невозможно».
«Шолохова стоит исключить. Не помню, чтобы его хоть кто-то осилил, казаки — это не русские, нам про них читать неинтересно».
«Убрать Шолохова, поскольку мне искренне кажется, что его произведения не имеют художественной ценности, а его Нобелевскую премию стоило отдать Булгакову».
«Прежде всего надо исключить Шолохова, во-первых потому, что не факт, что он сам писал свои произведения, а во-вторых, его проза мне менее всего нравилась из всего списка школьной программы».
«Предлагаю исключить Шолохова, потому что «Тихий Дон» — нагло содранный роман «Война и мир», только с другими героями и советским колоритом».
Ну и, наконец, на пятом почетном – Солнце наше, Александр Сергеевич:
«Предлагаю исключить Пушкина, на мой взгляд, его влияние на литературу сильно переоценили».
«Не надо никого исключать — кроме Пушкина, и того на пару лет, не больше, а то засиделся».
«За 11 лет обучения Пушкин всех задолбал! Сократить его надо в три раза. После такого интенсивного изучения его книги даже в руки брать не хочется».
«Убрать из программы А.С.Пушкина. Его произведения считаются классикой русской литературы, потому что он писал плохо, а до него — еще хуже».
«Следовало бы исключить Пушкина — и исключительно из уважения к его творческому наследию, поскольку многолетнее бездумное вдалбливание и механическое заучивание ведет только к одному: его никто никогда не читает и не понимает, а единственное чувство, которое он вызывает, — это раздражение, «патамушта многабукоф».
«Убрать из программы Пушкина. Произведения не очень понятны большинству представителей современной молодежи».
Там еще масса интересного в статье – рекомендую:
http://bg.ru/education/antirejting_klassikov-15862/
А я вот вдруг подумал, задыхаясь от собственного новаторства - а может, сам принцип изучения литературы "по авторам" порочен в своей основе? Может быть, было бы куда правильнее - и продуктивнее - изучать литературу по жанрам? Или по формам? Скажем, полгода - на поэзию в форме стихотворений, полгода - на поэмы, еще полгода - романы, еще - короткие рассказы... как-то так?
|
</> |