рейтинг блогов

Пароходо-фрегат «Соломбала»

топ 100 блогов sergiovillaggio16.05.2025
Виктор Вениаминович Яровой представил информацию о пароходо-фрегате «Соломбала» в качестве дополнения к его справочнику по корабельному составу Балтийского флота в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг., выходившем в «Морской кампании» №6 за 2018 год. Считаю своим долгом разместить его тут.

Соломбала [Б.Новицкий ЦВММ].jpg
Пароходо-фрегат «Соломбала» (картина Б.Новицкого из собрания ЦВММ)

Тип: 8-пушечный пароходо-фрегат (по чертежам пароходо-фрегата ГРОЗЯЩИЙ); единичной постройки
Корпус: деревянный плоскодонный (из лиственницы с частью сосны), 1 палуба, одинарное дно
Водоизмещение: 1235 т, 1003 стр. т
Размерения: 57,91 (мп)/58,83(вл) х 10,11 х 3,78/3,78 м
Механизмы: 2 вертикальные 1-цилиндровые паровые машины простого расширения, 4 железных паровых котла, 2 колеса
Изготовитель механизмов: паровые машины с парохода БОГАТЫРЬ (изготовлены в 1836 г. на Адмиралтейских Ижорских заводах, Колпино/Российская Империя), паровые котлы Адмиралтейских Ижорских заводов
Мощность: 240/? л.с.
Скорость хода: 10,0 уз
Запас топлива:
Дальность плавания:
Вооружение: 4 – 24-фн чугунные пушки
Комплектация: 157 чел. (включая 11 офицеров)

zzz Соломбала схема.JPG
Место постройки: Архангельское адмиралтейство, Архангельск/Российская Империя
Дата закладки: 5/17 марта 1858 г.
Дата спуска на воду: 13/25 июня 1859 г.
Дата сдачи заказчику: май 1860 г.
Заказан Морским ведомством Российской Империи для надобностей Архангельского порта. Строители: вначале Корпуса корабельных инженеров полковник Ф.Т. Загуляев, затем  – Корпуса корабельных инженеров подпоручик Кальсерт. Стоимость постройки 195 484 руб.

1/13 апреля 1858 г. присвоено наименование. Состоял в 3-м ластовом экипаже Беломорской флотилии. В кампании 1860 и 1861 г. использовался для буксировки судов, осмотра и снабжения береговых маяков, производства гидрографических работ в Белом море, а также для портовых надобностей в Архангельске. В 1861 г. в Архангельске для уменьшения валкости укорочен рангоут и снята бизань-мачта, а грот-мачта сдвинута в корму на 2,3 м. 27 июня/9 июля – 5/17 августа 1862 г. перешел из Архангельска в Кронштадт. На время перехода получил для вооружения гребных судов 2 – 8-фн карронады и 2 – 3-фн фальконета. 19/31 августа 1862 г. перечислен во 2-й флотский экипаж, а 7/19 января 1863 г. – в Ревельский флотский полуэкипаж. В 1863 г. к вооружению добавлены 1 – 60-фн пушка №2 и 1 – 36-фн пушка №1.
В 1863 г. участвовал в период Польского восстания (1863 – 1864 гг.) в составе отряда судов контр-адмирала Е.А. Беренса в перевозке войск из Кронштадта в Гельсингфорс и Выборг. Впоследствии в составе судов Ревельского порта использовался для расстановки плавучих маяков, выполнения промерных и описных работ в Балтийском море, Финском и Ботническом заливах. Кроме того, в 1865 г. плавал в составе Отряда мониторов контр-адмирала А.И. Бутакова в качестве походной мастерской. В 1866 г. в Кронштадте установлены новые паровые котлы производства Пароходного завода Морского ведомства (Кронштадт/Российская Империя). Вооружение с 1866 г.: 1 – 60-фн пушка №2, 1 – 36-фн пушка №1, 6 – 24-фн пушек и 2 – 8-фн карронады.
23 марта/4 апреля 1868 г. перечислен в 6-й флотский экипаж и затем переведен в состав судов Кронштадтского порта.
В 1868–1871 гг. назначался в состав Практической броненосной эскадры. Вооружение с 1869 г.: 4 – 30-фн пушки №3 и 2 – 3-фн медные пушки для гребных судов. Состоял во II ранге судов.
В 1872 г. переклассифицирован в морской пароход. В 1874 г. служил в Кронштадте для размещения Отделения гидрографических исследований у Кронштадта и в Невской губе. 1/13 февраля 1875 г. отчислен к Кронштадтскому порту по неблагонадежности к дальнейшей службе с обращением во внутреннюю брандвахту. К сентябрю 1876 г. переделан в Кронштадте в брандвахту после демонтажа механизмов, рангоута и артиллерии с устройством на палубе канцелярского помещения для персонала.
В кампанию 1877 г. в период Русско-турецкой войны числился в отдельном плавании под командованием капитана 1 ранга Ф.Е. Тыртова 3-го и занимал свой пост в гавани Кронштадта.
В 1884 г. намечался к переделке в баржу, но это реализовано не было. 23 апреля/5 мая 1886 г. назначен в продажу по ветхости корпуса. 6/18 сентября 1886 г. продан на слом Санкт-Петербургскому 2-й гильдии купцу В.М. Орлову.

Алексеев суд 2017-3_78.jpg
Картина А.П. Алексеева из собрания ЦВММ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
попробовала первым платовский-рислинг. мне понравилось, вкус очень свежий, приятный,долгое послевкусие...сладость почти не чувствуется! мой кот очень любопытный, всегда рядом! заинтересовался: что, хозяйка тут у тебя? я бы тоже не отказался подегустировать! отлично подошло к ...
По итогам интернет-волнений вокруг арестованного, наконец, кавказского неадеквата. Наблюдения за защитниками Мирзаева Во-первых, оказывается, приличная часть нашего мужского населения из сторонников Мирзаева в 19 лет не всякой херней ...
Уголь Бесперерывная работа на вю мощность ТЭС (те на которых уголь есть) имеют проблемой угрозу аварий. Оборудование изношено, потому, не может станция пройти без ремонтов. За последние сутки этот тезис подтверждается авариями на 1 блоке на Приднепровской и Запорожской. За день до этог ...
Аллея роз - это ростовский парк, который находится в Советском районе города. Еще эту аллею называют Бульвар Дружбы, так как она была основана в честь советско-болгарской дружбы. Города Ростов-на-Дону и Плевен - города побратимы. Рядом с аллеей есть небольшая роща, в которой каждое ...
Говорят, что именно в них счастье. ...