рейтинг блогов

Пароходо-фрегат «Соломбала»

топ 100 блогов sergiovillaggio16.05.2025
Виктор Вениаминович Яровой представил информацию о пароходо-фрегате «Соломбала» в качестве дополнения к его справочнику по корабельному составу Балтийского флота в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг., выходившем в «Морской кампании» №6 за 2018 год. Считаю своим долгом разместить его тут.

Соломбала [Б.Новицкий ЦВММ].jpg
Пароходо-фрегат «Соломбала» (картина Б.Новицкого из собрания ЦВММ)

Тип: 8-пушечный пароходо-фрегат (по чертежам пароходо-фрегата ГРОЗЯЩИЙ); единичной постройки
Корпус: деревянный плоскодонный (из лиственницы с частью сосны), 1 палуба, одинарное дно
Водоизмещение: 1235 т, 1003 стр. т
Размерения: 57,91 (мп)/58,83(вл) х 10,11 х 3,78/3,78 м
Механизмы: 2 вертикальные 1-цилиндровые паровые машины простого расширения, 4 железных паровых котла, 2 колеса
Изготовитель механизмов: паровые машины с парохода БОГАТЫРЬ (изготовлены в 1836 г. на Адмиралтейских Ижорских заводах, Колпино/Российская Империя), паровые котлы Адмиралтейских Ижорских заводов
Мощность: 240/? л.с.
Скорость хода: 10,0 уз
Запас топлива:
Дальность плавания:
Вооружение: 4 – 24-фн чугунные пушки
Комплектация: 157 чел. (включая 11 офицеров)

zzz Соломбала схема.JPG
Место постройки: Архангельское адмиралтейство, Архангельск/Российская Империя
Дата закладки: 5/17 марта 1858 г.
Дата спуска на воду: 13/25 июня 1859 г.
Дата сдачи заказчику: май 1860 г.
Заказан Морским ведомством Российской Империи для надобностей Архангельского порта. Строители: вначале Корпуса корабельных инженеров полковник Ф.Т. Загуляев, затем  – Корпуса корабельных инженеров подпоручик Кальсерт. Стоимость постройки 195 484 руб.

1/13 апреля 1858 г. присвоено наименование. Состоял в 3-м ластовом экипаже Беломорской флотилии. В кампании 1860 и 1861 г. использовался для буксировки судов, осмотра и снабжения береговых маяков, производства гидрографических работ в Белом море, а также для портовых надобностей в Архангельске. В 1861 г. в Архангельске для уменьшения валкости укорочен рангоут и снята бизань-мачта, а грот-мачта сдвинута в корму на 2,3 м. 27 июня/9 июля – 5/17 августа 1862 г. перешел из Архангельска в Кронштадт. На время перехода получил для вооружения гребных судов 2 – 8-фн карронады и 2 – 3-фн фальконета. 19/31 августа 1862 г. перечислен во 2-й флотский экипаж, а 7/19 января 1863 г. – в Ревельский флотский полуэкипаж. В 1863 г. к вооружению добавлены 1 – 60-фн пушка №2 и 1 – 36-фн пушка №1.
В 1863 г. участвовал в период Польского восстания (1863 – 1864 гг.) в составе отряда судов контр-адмирала Е.А. Беренса в перевозке войск из Кронштадта в Гельсингфорс и Выборг. Впоследствии в составе судов Ревельского порта использовался для расстановки плавучих маяков, выполнения промерных и описных работ в Балтийском море, Финском и Ботническом заливах. Кроме того, в 1865 г. плавал в составе Отряда мониторов контр-адмирала А.И. Бутакова в качестве походной мастерской. В 1866 г. в Кронштадте установлены новые паровые котлы производства Пароходного завода Морского ведомства (Кронштадт/Российская Империя). Вооружение с 1866 г.: 1 – 60-фн пушка №2, 1 – 36-фн пушка №1, 6 – 24-фн пушек и 2 – 8-фн карронады.
23 марта/4 апреля 1868 г. перечислен в 6-й флотский экипаж и затем переведен в состав судов Кронштадтского порта.
В 1868–1871 гг. назначался в состав Практической броненосной эскадры. Вооружение с 1869 г.: 4 – 30-фн пушки №3 и 2 – 3-фн медные пушки для гребных судов. Состоял во II ранге судов.
В 1872 г. переклассифицирован в морской пароход. В 1874 г. служил в Кронштадте для размещения Отделения гидрографических исследований у Кронштадта и в Невской губе. 1/13 февраля 1875 г. отчислен к Кронштадтскому порту по неблагонадежности к дальнейшей службе с обращением во внутреннюю брандвахту. К сентябрю 1876 г. переделан в Кронштадте в брандвахту после демонтажа механизмов, рангоута и артиллерии с устройством на палубе канцелярского помещения для персонала.
В кампанию 1877 г. в период Русско-турецкой войны числился в отдельном плавании под командованием капитана 1 ранга Ф.Е. Тыртова 3-го и занимал свой пост в гавани Кронштадта.
В 1884 г. намечался к переделке в баржу, но это реализовано не было. 23 апреля/5 мая 1886 г. назначен в продажу по ветхости корпуса. 6/18 сентября 1886 г. продан на слом Санкт-Петербургскому 2-й гильдии купцу В.М. Орлову.

Алексеев суд 2017-3_78.jpg
Картина А.П. Алексеева из собрания ЦВММ

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Два Владимира Путина Мне, как внуку двух солдат Великой Отечественной (один из которых не вернулся с войны, а второй - дошел в пехоте до Берлина, несмотря на ранения и контузии) всегда хотелось узнать правду о реальных событиях тех лет. Надоело пропагандистское враньё советских ...
Иногда вместо бега на тренажере я иду пешком в магазин. Он расположен недалеко - легкой "рысью" дорога туда занимает 15 минут. Дорога обратно на пару минут больше, так как руками уже не поразмахиваешь, поскольку в одной из них сумка. На пути всегда попадается что-нибудь симпатичное или, ...
Помните позор на весь мир, когда в скрытом "черном ящике" сбитого турками в 2015 году российского Су-24 все микросхемы оказались не просто разрушенными вследствие криво и косо спроектированного блока памяти, но еще и с деталями китайского производства? Если насчет нашего гражданского ...
В России традиционно, исторически, во всех бедах страны обвиняли всех, кроме самой власти и самих россиян-русских, хотя они сами до конца не понимают суть этого термина. В разные исторические промежутки времени виноваты в бедах страны были евреи, капиталисты-американцы, британцы во ...
Министр иностранных дел Германии весьма красноречиво высказался о перспективах развития текущей ситуации на Украине. Штайнмайер не исключает, что конфликт с Россией может затянуться более чем на 10 лет Министр боится, что минские договоренности могут обесцениться Отношения Европей ...