Пароходо-фрегат «Соломбала»

![Соломбала [Ð.ÐовиÑкий ЦÐÐÐ].jpg Соломбала [Ð.ÐовиÑкий ЦÐÐÐ].jpg](/images/main/parohodo-fregat-solombala-108bbf.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/sergiovillaggio/32378356/1465681/1465681_800.jpg)
Пароходо-фрегат «Соломбала» (картина Б.Новицкого из собрания ЦВММ)
1/13 апреля 1858 г. присвоено наименование. Состоял в 3-м ластовом экипаже Беломорской флотилии. В кампании 1860 и 1861 г. использовался для буксировки судов, осмотра и снабжения береговых маяков, производства гидрографических работ в Белом море, а также для портовых надобностей в Архангельске. В 1861 г. в Архангельске для уменьшения валкости укорочен рангоут и снята бизань-мачта, а грот-мачта сдвинута в корму на 2,3 м. 27 июня/9 июля – 5/17 августа 1862 г. перешел из Архангельска в Кронштадт. На время перехода получил для вооружения гребных судов 2 – 8-фн карронады и 2 – 3-фн фальконета. 19/31 августа 1862 г. перечислен во 2-й флотский экипаж, а 7/19 января 1863 г. – в Ревельский флотский полуэкипаж. В 1863 г. к вооружению добавлены 1 – 60-фн пушка №2 и 1 – 36-фн пушка №1.
В 1863 г. участвовал в период Польского восстания (1863 – 1864 гг.) в составе отряда судов контр-адмирала Е.А. Беренса в перевозке войск из Кронштадта в Гельсингфорс и Выборг. Впоследствии в составе судов Ревельского порта использовался для расстановки плавучих маяков, выполнения промерных и описных работ в Балтийском море, Финском и Ботническом заливах. Кроме того, в 1865 г. плавал в составе Отряда мониторов контр-адмирала А.И. Бутакова в качестве походной мастерской. В 1866 г. в Кронштадте установлены новые паровые котлы производства Пароходного завода Морского ведомства (Кронштадт/Российская Империя). Вооружение с 1866 г.: 1 – 60-фн пушка №2, 1 – 36-фн пушка №1, 6 – 24-фн пушек и 2 – 8-фн карронады.
23 марта/4 апреля 1868 г. перечислен в 6-й флотский экипаж и затем переведен в состав судов Кронштадтского порта.
В 1868–1871 гг. назначался в состав Практической броненосной эскадры. Вооружение с 1869 г.: 4 – 30-фн пушки №3 и 2 – 3-фн медные пушки для гребных судов. Состоял во II ранге судов.
В 1872 г. переклассифицирован в морской пароход. В 1874 г. служил в Кронштадте для размещения Отделения гидрографических исследований у Кронштадта и в Невской губе. 1/13 февраля 1875 г. отчислен к Кронштадтскому порту по неблагонадежности к дальнейшей службе с обращением во внутреннюю брандвахту. К сентябрю 1876 г. переделан в Кронштадте в брандвахту после демонтажа механизмов, рангоута и артиллерии с устройством на палубе канцелярского помещения для персонала.
В кампанию 1877 г. в период Русско-турецкой войны числился в отдельном плавании под командованием капитана 1 ранга Ф.Е. Тыртова 3-го и занимал свой пост в гавани Кронштадта.
В 1884 г. намечался к переделке в баржу, но это реализовано не было. 23 апреля/5 мая 1886 г. назначен в продажу по ветхости корпуса. 6/18 сентября 1886 г. продан на слом Санкт-Петербургскому 2-й гильдии купцу В.М. Орлову.

Картина А.П. Алексеева из собрания ЦВММ
|
</> |