А я всё думаю про дядю
maiorova — 13.04.2020 Не про которого-нибудь из своих, а про дядюшку Неморино из "Любовного напитка". В принципе, явно ведь был человек незаурядный. Из глухой деревни, из бедности выбился в город, стал почтенным торговцем. Интересно, как тогда в Стране Басков (оказывается, действие оперы происходит в Стране Басков) выходили в люди? Испанская литература определённого периода полнится комическими басками, которые ичего не умеют, а лезут в дворяне, в богачи, в поэты и писатели, вообще на любую почётную должность. Так что, возможно, пресловутый дядя всю жизнь страдал от того, что "от ворон отстал, а к павам не пристал". Одинокий, холостяк или бездетный вдовец, взял на воспитание сироту-племянника – казалось бы, поступок заслуживает уважения. А как мы узнаём от благодарного племянника о самом существовании дядюшки-благодетеля?АДИНА
Опять та же жалобная песня!
Всё те же вздохи!
Ты бы лучше ехал в город:
твой дядя занемог и, говорят, опасно.
НЕМОРИНО
Его страдание — ничто в сравнении
с моим. Я не могу отсюда уехать;
я уже пытался тысячу раз.
Его страдание — ничто в сравнении с моим. Вот влюблённый молодой эгоист! воскликнем мы и будем отчасти правы. Бедный старик, один там как перст, в этом городе, где, возможно, так и не стал своим до конца, страдает от тяжёлой болезни, а молодой здоровый парень доказывает своей пассии, что плевать на старого пня, а вот у меня настоящие проблемы. Я предположила, что Неморино из-за какой-то размолвки, оставшейся за сценой, на дядю сердит. Отношения между родственниками иногда рушатся из-за неосторожного слова. И действительно, в сцене вербовки наш тенор поёт:
...завтра я и родной край свой,
и дядю, и близких, увы мне, оставляю...
[ doman la patria terra,
zio, congiunti, ahimè! abbandono.]
Вот когда вспомнил о родственнике. Значит, всё-таки Неморино сожалеет о дяде, тревожится, не хочет с ним расставаться. В финале, когда доктор Паслён-Дулькамара сообщает, что Неморино стал богачом, потому что дядя умер и оставил ему несметное наследство, юные влюблённые -- не только сам племянник, но и Адина -- хором восклицают в волнении:
Дядя умер!
Это показывает публике, что героиня понятия не имела о столь своевременном наследстве, а заодно демонстрирует: Адина знала покойного, она имеет основания о нём горевать. Возможно, пресловутый дядюшка водил компанию с её родителями, богатыми фермерами.
Но скорбь длится недолго. Дядя так и остался безымянным, умер и лучше выдумать не мог. Без его печального финала не было бы счастливого финала для всех остальных. Весь праздник, который новоявленный миллионер закатывает для невесты и соседей, фактически на деньги старого и больного одиночки, который в последнюю минуту нашёл в себе силы остаться порядочным и дать наследство не многочисленным льстецам-паразитам, а бедствующему воспитаннику. Хотя этот воспитанник на него плевал с высокой колокольни, занимаясь собственными сердечными делами.
Иногда я чувствую, что сама похожа на этого безымянного дядюшку.
Картина неизвестного английского художника XIX века "Старик, считающий свои деньги".
|
</> |