О прощаниях и приветствиях
maiorova — 09.04.2020 Нил Гау [Niel Gow] — один из самх известных шотландских композиторов. Слава его не утихает с восемнадцатого столетия. Родился он в 1727 году в Инвере (по другим источникам, в Стратбраане) в семье ткачей, и пошёл бы по стопам отца и матери, если б не скрипка. Играл мальчик с раннего детства, а первые официальные уроки брал с тринадцати лет у некого Джона Камерона. Чем дальше, тем меньше юное дарование прельщал ткацкий станок и выделыванье пледов, и тем сильнее он стремился стать настоящим музыкантом. В восемнадцать лет Нил Гау выиграл городской музыкальный конкурс, и судья, неподкупный старый слепец Джон МакКроу, в финале сказал, что отличит манеру исполнения Нила среди ста скрипачей. На способного юношу обратили внимание высокие покровители, в том числе Джеймс, герцог Атол.Нил Гау и герцог Атол
То был человек уникальный, герой ненаписанного романа Вальтера Скотта. Во время восстания якобитов младший брат герцога Джордж был генералом мятежников и после поражения при Куллодене бежал во Францию, а два других брата ему последовали, хотя и не стали столь прославленными полководцами. Герцог сохранил лояльность королю и сделал даже недурную политическую карьеру. Искренний любитель природы, Джемс впервые акклиматизировал на Британских лиственницу, и роща этих замечательных деревьев, высаженная его руками, по сию пору благоденствует в Дункельде, близ собора. Отношения его и Нила Гау были -- несмотря на все сословные перегородки -- несомненной дружбой. Оба они были заядлые рыбаки и вместе ходили на рыбалку. Однажды герцог поймал две форели, а Гау ни одной. С пустыми руками возвращаться было стыдновато, а попросить поделиться -- неудобно. Тогда скрипач нашёл тактичную формулировку:
-- Вот если бы я, ваша светлость, поймал две форели, я бы вам одну подарил.
Герцог улыбнулся и вручил товарищу ту рыбину, которая покрупней.
В воспоминаниях современников шотландский виртуоз предстаёт как довольно заносчивый человек, знавший себе цену. Вернувшись из Эдинбурга, где ему чуть не в пояс кланялись и называли мистером Гау, скрипач сказал дункельдскому почтальону, обратившемуся к нему со словами: "Нил, и ты здесь?":
-- Ты уж давай потише: целый день я здесь мистер Гау, хочу остаться им до вечера.
Но Нил Гау умел быть и благодарным. Одному из своих покровителей, Джемсу Морэю из Аберкейни, он сложил трогательную погребальную песнь:
Можно послушать в исполнении Эрнста Штольца.
Первая жена Гау, Маргарет Уайзман, стала матерью восьмерых детей. О трёх дочерях по прискорбной традиции ничего почти не известно, кроме дат рождения. Младший сын Дэниел умер во младенчестве. А старшие четверо все пошли по стопам отца и стали музыкантами и композиторами. Наиболее известен Натаниэл Гау (1763-1831) с хитом про торговку селёдкой, к которому Джон Эверетт Милле нарисовал лирическую картинку:
Портрет Натаниэла Гау и картинка про селёдку
Овдовев, вторым браком Нил Гау женился на некой Маргарет Уркварт, и этот брак был счастливейшим из счастливых, хотя, к сожалению и мужа, и жены, бездетным. Когда Маргарет умерла, безутешный вдовец излил свои чувства в мелодии, которую сейчас обычно называют "Плач Нила Гау". Хотя полное название -- Плач Нила Гау по Маргарет, его второй жене.
Сейчас этот лирический мотив, наверное, узнают многие. Через два года за Маргарет последовал и сам Нил Гау, восьмидесяти лет от роду.
А какая вторая по популярности его мелодия? Это тоже прощание, проникнутое глубокими чувствами, но не с человеком, а, так сказать, с веществом. В 1799 году в Шотландии не уродился ячмень, и власти вынуждены были пойти на непопулярную меру: запретили изготовление виски. Гау откликнулся на это событие такой печальной песнью:
Так и называется "Прощай, виски" [Farewell to Whisky]. В 1801 году, когда приготовление знаменитого напитка опять разрешили, последовал инструментальный номер под названием "Снова здравствуй, виски" [Welcome whisky back again]. Да, Нил Гау был истинно народным музыкантом.
|
</> |