Зеленский, СБУ и СНБО превратили Верховынй Суд в цирк
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Подобные иски в последние месяцы поступают в Верховный суд "пачками". Однако их рассмотрение блокируют госорганы. Дело в том, что документы с обоснованиями для введения санкций приравниваются к "гостайне": истцам и судьям не дают к ним доступ. И в то же время, госорганы не сертифицируют для суда специальное оборудование, необходимое для рассмотрения дел под грифом "секретно".
![Зеленский, СБУ и СНБО превратили Верховынй Суд в цирк Зеленский, СБУ и СНБО превратили Верховынй Суд в цирк](/images/main/zelenskiy-sbu-i-snbo-prevratili-verhoviny-sud-v-cirk-ef7476.jpg?from=https://img.strana.news/img/article/3617/kak-vlast-sabotiruet-33_main.jpeg)
Среди судей и экспертов крепнет убеждение, что во всех этих "секретных" и "тайных" документах вообще нет никаких доказательств обоснованности введения санкций, поэтому власти под разными предлогам и не хотят, чтоб их увидели в судебном процессе.
О том, что в реальности никаких доказательств вины у СНБО нет, заявлял недавно и экс-глава МВД Арсен Аваков.
Как проходит рассмотрение исков к президенту по санкциям на примере телеканалов – "ZIK", "NewsOne", "112 Украина".
Их вещание было заблокировано после решения СНБО указом Зеленского в феврале 2021 года. Они стали первыми примерами внесудебной расправы.
СНБО самоустранился от судебного процесса
Каждый из трех санкционных телеканалов судится с президентом отдельно. Это обусловлено предусмотренной законом процедурой.
Так, по закрытию канала "112 Украина" открыто целых шесть судебных дел (одно касательно спутникового вещателя и пять на цифровых вещателей телеканала "112 Украина"), так как санкции были применены ко всем этим компаниям. Телеканал "NewsOne" – ещё одно юрлицо, "ZIK" – тоже. Кроме того, санкции введены против владельца этих каналов – Тараса Козака, это еще одно дело.
Таким образом, всего в кейсе трех телеканалов Верховный Суд рассматривает девять отдельных исков по санкциям.
Иски в Верховный Суд от имени трех закрытых каналов подали еще в феврале-марте 2021 года.
Подобные дела рассматриваются в порядке упрощенного производства. Но прошло почти девять месяцев, а решений суда так и нет.
По каждому из исков состоялось 6-8 заседаний с интервалами примерно в месяц. Однако в некоторых делах менялись составы судей, либо дела снимались с рассмотрения из-за отпуска или болезни одного из судей, а инициатор санкций - СНБО - саботирует судебные заседания.
"Возглавляемый президентом СНБО от участия в судебных разбирательствах и доказывании законности своего решения вовсе отстранился", – отмечает адвокат Василий Сметана, представляющий в суде позицию трех телеканалов.
"СНБО в очередной раз расписался в своей безграмотности и в поданном в суд письме заявил, что не обладает административной процессуальной правоспособностью. То есть попросту не может быть ни истцом, ни ответчиком в суде. Это абсолютный нонсенс и юридическая безграмотность, которая прекрасно демонстрирует то, какие "специалисты" лишают граждан Украины их прав. Кодекс административного судопроизводства прямо предусматривает, что все госорганы обладают административной правоспособностью. Судьи на это реагируют однозначно – как на глупую и недостойную позицию. Но они же не могут заставить СНБО ходить на заседания", - рассказывает Василий Сметана.
Одно из оснований исков – это нарушения, допущенные СНБО при принятии решений о применении санкций. И здесь тоже ни президент, ни СНБО не могут доказать обратного. Потому что за всю историю существования СНБО так и не удосужился утвердить Регламент своей работы.
"За все 25 лет существования СНБО Регламент его работы так и не утвердили. Поэтому и доказать законность принятых решений СНБО невозможно. В связи с этим напрашивается вопрос: «Как государственный орган, который даже не способен утвердить свой собственный регламент работы, может и способен ограничивать права граждан, клеймить их террористами и делать это правомерно? Вопрос, конечно, риторический", - комментирует правовой нигилизм СНБО Василий Сметана.
![Зеленский, СБУ и СНБО превратили Верховынй Суд в цирк Зеленский, СБУ и СНБО превратили Верховынй Суд в цирк](/images/main/zelenskiy-sbu-i-snbo-prevratili-verhoviny-sud-v-cirk-a19d13.jpg?from=https://strana.news/img/forall/u/0/0/96737BCA-1AEF-460B-99A7-073241752CCB.jpeg)
Поскольку СНБО самоустранился от судебного процесса, сторона ответчика в деле о закрытии трех телеканалов представлена двумя органами власти: Офисом президента в интересах самого президента (ведь именно Зеленский своим указом ввел в действие санкции СНБО) и СБУ, на основании предложений которой СНБО и применило санкции.
В то же время сторона ответчика всячески затягивает рассмотрение Верховным Судом дел об обжаловании санкций. СБУ делает это, подавая в дела документы, на которые без оснований наложен гриф ограничения доступа "для служебного пользования", "тайно". А Офис президента под предлогом "болезни" части своих представителей, требует отложить рассмотрение дел.
"Тактика затягивания – это тактика тех, кто знает, что должен проиграть в суде. То есть в Офисе президента понимают необоснованность своей правовой позиции, знают, что она не выдерживает никакой критики", - комментирует Василий Сметана.
Главное, что уже почти девять месяцев, пока длится разбирательство, пытаются выяснить судьи Верховного Суда – что послужило основанием для блокировки вещания каналов.
Все документы засекречены
Основание для применения санкций СНБО должна была предоставить СБУ. По процедуре, именно на основе этих данных СНБО принимал решение о наложении санкций, после чего своим указом его вводил в силу президент Зеленский.
"СБУ действительно что-то отправляла в СНБО. Это "что-то", поданное от Службы, якобы было предметом рассмотрения СНБО. По закону о санкциях этот документ называется "предложения относительно применения санкций". Это самый главный документ, единственный, который по закону должен быть рассмотрен судьями в наших делах. При обжаловании решений госвласти, они могут ссылаться только на те документы, которые вошли в основу обжалуемого решения или действия", – отмечает Василий Сметана.
Но пока что ни один из органов власти, ответственных за санкции – ни Офис президента, ни СБУ, ни СНБО, не предоставил суду основания для введения санкций против трех каналов.
Как объясняет Василий Сметана, в каждом из дел СБУ подала в суд по два документа. Один из них, судя по всему, и являлся для СНБО обоснованием применения санкций к телеканалам. Но наверняка это неизвестно: СБУ так и не разрешила адвокатам трех телеканалов с этим документом ознакомиться.
СБУ наложила на этот документ гриф ограничения доступа "для служебного пользования" (ДСП). На практике это означает, что с этим документом могут ознакомиться судьи, а сторона истца (то есть адвокаты трех телеканалов) – только с разрешения СБУ.
СБУ своего разрешения адвокатам не дает.
Аргументация СБУ, по которой она не допускает сторону истца к главному доказательству в деле, выглядит комично.
По словам адвоката, как на запросы Верховного Суда, так и на обращения самих адвокатов СБУ объясняет отказ примерно так: "Беря во внимание невозможность отделения составляющих документа с информацией с ограниченным доступом от составляющих с информацией, доступ к которой не ограничен, правовые основания для удовлетворения вашего обращения отсутствуют".
![Зеленский, СБУ и СНБО превратили Верховынй Суд в цирк Зеленский, СБУ и СНБО превратили Верховынй Суд в цирк](/images/main/zelenskiy-sbu-i-snbo-prevratili-verhoviny-sud-v-cirk-1a8434.jpg?from=https://strana.news/img/forall/u/0/0/9FFC3AC4-581F-4EEA-9B02-DBF031A22029.jpeg)
Из-за такой позиции СБУ с единственным доказательством ответчика никак не может ознакомиться сторона истца. Это тормозит весь судебный процесс.
Василий Сметана уточняет, что к документу СБУ должны иметь равный доступ все участники процесса, он должен исследоваться в заседании. В свою очередь, СБУ препятствует этому, нарушая Кодекс административного судопроизводства.
"Эта позиция, безусловно, выгодна ответчику. По их поведению видно: все представители органов власти понимают, что незаконно изданы указы о санкциях и решения СНБО приняты незаконно. Но при этом все их усилия направлены на то, чтобы затянуть рассмотрение дела и вынесение решения суда", – считает Василий Сметана.
Помимо этого, СБУ предоставила суду ещё один документ якобы с обобщённой информацией об основаниях для санкций. На него СБУ наложила гриф "тайно" – это уже государственная тайна, за разглашение которой предусмотрена уголовная ответственность.
Вот только документ этот издан через два месяца после того, как каналы "ZIK", "NewsOne" и "112 Украина" попали под санкции.
"Указ президента издан в феврале, а второй тайный документ СБУ – в апреле. По Кодексу административного судопроизводства его вообще суд не может принимать во внимание, а госорган не может на него ссылаться. Но они его подали в суд. Более того, нам как представителям истца предоставили доступ к этим документам. Представьте – нам разрешили ознакомиться с документом с гостайной, который имеет более высокий уровень ограничения доступа и не подлежит разглашению. А в допуске к первому документу с самым низким уровнем ограничения допуска (для служебного пользования) Служба нам отказывает", – обращает внимание на еще одну странность Василий Сметана.
Он предполагает, что в первом документе СБУ реальных оснований для санкций нет.
"Поэтому через два месяца в СБУ составили новую обобщающую справку более широкого формата, где якобы содержится дополнительное обоснование для применения санкций, которые не были предметом рассмотрения на СНБО. Но они не могут быть приняты судом", – объясняет юрист.
Закрывают путь в ЕСПЧ
Фактически вторая справка от СБУ не имеет никакого значения для суда. Но замысел СБУ понятен.
Второй документ появился не случайно, и допустили к нему адвокатов трех телеканалов тоже не случайно. Если информация из документа с грифом гостайны будет хоть одним абзацем упомянута в решении Верховного Суда, это решение также будет засекречено. А это не позволит оспорить его в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).
Кроме того, рассмотрение тайных документов требует соблюдения определённых условий секретности: специальный сертифицированный зал, в котором можно озвучивать содержащую государственную тайну информацию с гарантией, что эта информация не покинет пределы зала.
В недавнем интервью глава Верховного суда Всеволод Князев рассказал о еще одной методике затягивания рассмотрения дела со стороны СБУ.
"Для того, чтобы Верховный суд мог рассматривать иски с тайными документами нужно соответствующее оборудование и сертификация. Однако нормативные документы и требования составлены так, что объективно их выполнить невозможно. Верховный Суд уже более года пытается добиться от соответствующих органов, занимающихся сертификацией такого оборудования и принятием соответствующих нормативных актов (речь идет об СБУ), решения этой проблемы. Но пока нет никаких результатов", - заявил Князев.
Среди судей крепнет уверенность, что в реальности никаких обоснований для введения санкций в принципе не существует. Поэтому власти всеми правдами и неправдами пытаются затянуть рассмотрение вопроса.
О том, что никаких реальных доказательств вины участников санкционного списка нет говорит и экс-глава МВД Арсен Аваков, который принимал участие в заседаниях СНБО.
По его словам, участники заседаний получают папку с материалами против граждан из санкционного списка "за пять минут" до начала рассмотрения вопроса. Также Аваков рассказал, что санкции вводятся на основании "оперативных справок, которыми у меня весь стол завален и половина из них неправда".
Аваков сказал, что по многим людям, против которых предлагалось ввести санкции, вообще не было никаких бумаг.
"Я, член СНБО с десятилетним стажем, не имел материала. Я Данилову говорил: это свинство вообще. Этих фамилий, которые выносятся, у меня в папке нет. Он: ну, не успели размножить", - сказал Аваков.
Адвокат Василий Сметана считает, что никакого обоснования для введения санкций против трех телеканалов и их владельца в принципе не существует. И об этом свидетельствует реакция самих судей.
"Неоднократно в заседаниях судьи комментировали справку от СБУ: "Там про истца один абзац, а есть у вас что-нибудь ещё?". Я принимаю участие в девяти делах, но разные составы судов по много раз уничижительно высказывались относительно этих документов и говорили: "Дайте нам хоть что-то, тут же совсем ничего нет", – рассказывает Василий Сметана.
" Кодекс предусматривает, что эти дела рассматриваются по первой инстанции сразу же Верховным Судом. Они имеют существенное значение для государства, а не рассмотрение их в предусмотренные законом сроки влияет на статус Украины как правового государства и говорит о том, что принцип верховенства права у нас нарушен", – говорит Василий Сметана.
Ну нарушен и?..