Законы как источник недовольства
gull_25 — 26.09.2022Люди очень часто недовольны действиями властей, выражают свое недовольство митингами, пикетами, петициями и обсуждением в соцсетях.
Сегодня хочу рассказать о законе «О приватизации жилищного фонда в РФ», принятом 04.07.1991 года, этот закон коснулся каждого жителя страны. Да-да, СССР еще существовал до 26 декабря, а государственное и муниципальное имущество уже начали приватизировать. В законе говорилось, что в многоквартирном доме стены, фундамент, крыши, подвалы и коммуникации — это муниципальная собственность, а частной собственностью могут быть только квартиры. Т.е людям отдали в собственность воздух внутри.
Потом, когда новые собственники стали требовать ремонтов подъездов, крыш и подвалов и это легло тяжким бременем на бюджеты всех уровней, одумались. Ввели понятие «общая долевая собственность» и стали ее навязывать жителям человейников в виде ТСЖ, или Управляющих компаний со всеми этими скандальными собраниями жильцов дома. Сколько было митингов протестов — люди не хотели брать на себя содержание своих же домов. Я тогда плотно работала по разъяснению прав жителей, ведь в законе от 1991 года была строчка «общедомовая собственность передается после капитального ремонта дома». Мы выиграли несколько судов, и муниципалитет вынужден был выполнить ремонты. Возмутились жители других домов, потому что их ремонты сдвигались. Начались конфликты в одном городе. Только восторженные депутаты ельцинской эпохи могли такое написать.
Потом уж появилась программы капитальных ремонтов домов и ликвидации ветхого жилья. Капитальные ремонты многоквартирных домов, зачастую построенных еще в СССР, расписаны на 50 лет. Например, дом, квартиру в котором получила моя мама, построен в 1961 году, а срок капитального ремонта ему определен в 2028. Теперь жильцы домов должны сами накопить на ремонт своего дома, да еще при этом содержать работников Фонда капитального ремонта. А они получают хорошую зарплату, все социальные льготы, да еще и норовят что-нибудь своровать. Наберите поисковиком «Главу фонда осудили или арестовали», получите много фактов, например, самарскому заму главы Фонда дали 10 лет, приморскому главе Фонда уже предъявили обвинение и дело передано в суд....
А потом, в 2002 году, приняли Земельный Кодекс. И оказалось, что дома стоят на государственной или муниципальной земле БЕСПЛАТНО! Люди, проживающие в частном секторе, платят земельный налог, а жители многоквартирных домов — нет. Сначала жителей просили оформить землю под домами в коллективное пользование или аренду. Наши люди не любят этого. Потом муниципалитеты сами нарезали участки. Оказалось, что часть дворов перестала принадлежать жителям! У нас в центре города были отрезаны площадки для сушки белья, места для парковки автомобилей. А на земле, которой с 70-х годов люди вели «придомовую жизнь» вдруг появились павильончики ремонта ключей, сотовых телефонов и т.п. Люди одумались «опрокурорились» и ринулись в бой. А тут опять засада — нужно через суд решать вопросы, т.е. проводить собрания, сбрасываться на юриста. И... вопросы в пользу жителей решаются только если нарушены СНиПы. Опять митинги, петиции.
***
Отмечу, что именно приватизация стала первым клином в расколе между столицей и регионами. Столичный метр жилья мог на 2 порядка отличаться по стоимости от регионального, но это не учитывалось и не учитывается в Законе о приватизации. Мой завкафедрой был депутатом Законодательного собрания края, мы через него сформулировали поправки в закон и послали его в Совет народных депутатов СССР. А само предложение звучало так: «Определить среднюю стоимость жилья по России Оценивать каждую приватизированную квартиру, или хотя бы стоимость метра в одном доме. При процедуре приватизации безвозмездно передавать только метры по средней стоимости, а остальное — выкупать. Тем, у кого стоимость жилья окажется ниже средней, выдавать целевые средства на улучшение жилищных условий». Ответ из Москвы пришел такой: «Бла-бла-бла ... нецелесообразно». Кстати, вы слышали хоть от одного коммуниста или либерала о внесении изменений в законы о приватизации на предмет справедливости?
Прошло более 30 лет с момента начала приватизации. Итоги ее неоднозначные. Первый закон был сырым, его не проработали:
- на предмет социальной справедливости — стоимость метров оказалась разной в регионах и столицах и даже в районах одного населенного пункта;
— на предмет практической реализации — обещанные капитальные ремонты растянулись на 50 лет, бюджеты всех уровней не потянули капитальные ремонты и их переложили на плечи самих жителей. При проведении приватизации люди не думали о том, что менять трубу, латать крыши, менять приборы общедомового учета им придется за свой счет;
— на предмет судьбы придомовых территорий. Песня: «широка страна моя родная .... человек проходит как хозяин необъятной Родины моей», — больше не работает. Хозяином, да и то только коллективным, человек становится только того клочка, что очерчен вокруг его дома и зарегистрирован в установленном порядке.
Дальнейшая законотворческая деятельность по приватизации заключалась в наложении «заплаток» и затыкании дырок в первоначальном законе. А ведь многие считают, что тот «Съезд народных депутатов» был народным. Здесь можно посмотреть весть список.
Все эти люди были избраны в период гласности и перестройки, так что можно смело говорить, что они — именно народные избранники. Но это не привело к повышению качества принимаемых решений.
|
</> |