Выставка "Изображая воздух. Русский импрессионизм"

топ 100 блогов classic_art_ru11.04.2025
Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0680.jpg
Предисловие
Продолжим фотообзор выставки «Изображая воздух. Русский импрессионизм». Куратором Натальей Свиридовой предложен следующий маршрут по экспозиции: начало - основной -1-й этаж, продолжение на 3-м этаже, и окончание на 2-м этаже. Мы последуем предлагаемым маршрутом.

Открывают экспозицию на -1-м этаже произведения, изображающие световоздушную среду - "По направлению к свету", "Ещё светлее" , следом идут работы живописцев с цветом - "Доминанта цветов", "Натюрморт", "Этюд", "Лёгкий сюжет", "Приятные хлопоты" и "Чёрный импрессионизм".

Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0630.jpg



Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0598.jpg
Слева - Николай Богданов-Бельский. Яблоневый сад, 1936-1938. Холст, масло. Частное собрание.
В центре - Пётр Кончаловский. Дом в Белкине. 1907. Холст, масло. Музей истории города Обнинска



Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0604.jpg
В центре - Игорь Грабарь. Под берёзами. 1904. Частное собрание, Москва. Холст, масло


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Игорь Грабарь: В утренней росе. 1907. ГРМ

«Отец русского футуризма» Давид Бурлюк в начале XX века активно пропагандировал приемы импрессионизма. В листовке-манифесте 1908 года «Голос импрессиониста в защиту живописи» художник называл это французское течение стимулом для обновления русского искусства. В начале творческого пути Бурлюк и сам пробовал себя в этом направлении, работая на пленэре. Весенние пейзажи и световые эффекты, характерные для этого времени года, вдохновляли многих русских мастеров. В экспозиции также можно встретить цветущие сады Николая Богданова-Бельского, Исаака Левитана, Роберта Фалька и Петра Петровичева

Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0608.jpg
В центре, внизу - Давид Бурлюк. Цветущий сад, 1913. Холст, масло. Собрание Андрея Сарабьянова


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Станислав Жуковский. Летнее утро. Усадьба Рождествено, 1918. Владимиро-Суздальский заповедник


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0610.jpg
Игорь Грабарь. Пейзаж с аллеей. Дагестанский музей изобразительных искусств, Махачкала

«Тархова узнаешь в парижских салонах среди тысяч картин сразу. <...> даже рядом со своими вдохновителями — французскими импрессионистами, блещет мастерством, кажется не менее жизненным, нежели лучшие из них». Так отзывался о работах художника Александр Бенуа. На выставке можно увидеть один из парижских пейзажей Николая Тархова, на котором мастер изобразил вид на ворота Сен-Дени. В начале XX столетия, в отличие от сегодняшнего дня, движение транспорта сквозь ворота было открыто. Динамику композиции создает ракурс сверху. Такой прием использовали и французские импрессионисты Клод Моне и Камиль Писсарро, часто изображая парижские бульвары и площади с верхних этажей соседних зданий.

Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0605.jpg
Николай Тархов. Париж,1903. Холст, масло. Вятский художественный музей им. Васнецовых
Александр Богомазов. Портрет Ванды, 1907-1908. Холст, масло. Частное собрание, Москва



Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0599.jpg


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0603.jpg
Василий Каменский. Сад у дома, 1910-е. Холст, масло


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Витольд Бялыницкий-Бируля. Октябрь. 1912. Холст, масло. Собрание Романа Бабичева


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0611.jpg


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Исаак Бродский. Весна в Люксембургском парке. 1910. Картон, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0615.jpg
Слева - Константин Коровин. За чайным столом. 1888. Государственный музей-заповедник В.Д. Поленова


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0614.jpg
Слева - Исаак Бродский. На даче (Академическая дача). 1906. Самарский областной художественный музей
Справа - Кириак Костанди. Прививка яблонь, 1911. Ростовский музей изобразительных искусств



Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0617.jpg
Василий Поленов. Причал. Венеция. 1897. Частная коллекция, Москва


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0621.jpg
В центре - Михаил Шемякин. Гиацинты ночью. 1912. Картон, масло. Музей русского импрессионизма


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Станислав Жуковский. Подснежники. 1911. Холст, масло. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0620.jpg
Игорь Грабарь. Яблоки. 1905. Холст, масло. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

«Первые робкие опыты с палитрой» случились у Борисова-Мусатова в детстве в путешествиях по Волге. А продолжились в студиях родного Саратова, Московском училище живописи, ваяния и зодчества, петербургской Академии художеств и в академии Фернана Кормона в Париже. Усвоив уроки французской живописи, Борисов-Мусатов вернулся в Саратов, где много работал на свежем воздухе. Его «декоративный пленэризм» и оригинальная палитра повлияли на становление молодого поколения саратовских художников — Павла Кузнецова и Петра Уткина, и открыли пути для авангардистских экспериментов Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой.

Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0631.jpg
Пётр Петровичев. Синяя гамма. 1912. Холст, масло. Музей-заповедник «Горки Ленинские»
Виктор Борисов-Мусатов. Женский портрет. Конец XIX века. Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Илья Репин. Портрет пианистки графини Луизы Мерси д`Аржанто. ГТГ


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0633.jpg
Сергей Виноградов. В передней. 1911. Тульская областная картинная галерея


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0668.jpg
Слева - Илья Репин. Портрет писателя Леонида Николаевича Андреева, 1912. Тверская областная картинная галерея


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Николай Харитонов. Цыганка. 1908. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Екатерина Гольдингер. Дама в белом (Портрет Софьи Павловны Вышеславцевой). 1905. Холст, масло. Рязанский областной художественный музей им. И.П. Пожалостина


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0640.jpg
Лукиан Попов. Женщина с лампой. 1900-е. Оренбургский областной музей изобразительных искусств


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0638.jpg
Константин Коровин. Портрет Надежды Ивановны Комаровской. 1914. Самарский областной художественный музей


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0641.jpg
Игнатий Нивинский. Дама за роялем, 1907. Музейно-выставочный комплекс Академии Андрияки. Холст, масло

Импрессионизм начался с изучения художниками света, и чаще всего, говоря об этом направлении в искусстве, подразумевают живопись высветленную, пронизанную лучами солнца и играющую бликами. В русском импрессионизме, помимо светлых и ярких полотен, есть отдельный заметный блок работ, которые хочется назвать «черным импрессионизмом». Это произведения, где преобладает созвучие темных цветов: коричневого, серого, черного. Интерес русских художников к таким решениям не продиктован климатом, как можно было бы подумать, оглядываясь на долгие зимы и пасмурные месяцы перед ними, и встречается не только в пейзажах. Еще современники обращали внимание, что Константин Коровин писал Париж всегда ночным, и связывали это увлечение с театром, где сцена играет яркими всполохами цвета, а зал погружен во мрак. Эта линия в творчестве Коровина, признанного представителя импрессионизма, вероятно, повлияла и на других русских мастеров. В результате отголоски черного импрессионизма можно найти и в жанровых сценах Семёна Никифорова и Арнольда Лаховского, и в пейзажах Станислава Жуковского и Константина Первухина.

Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0644.jpg
В центре - Василий Мешков. Парижский бульвар. 1913. Дерево, масло. Новосибирский художественный музей


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0643.jpg
Слева - Константин Коровин. Бульвар в Париже. Из серии «Парижские огни». 1912. Холст, масло. Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева
В центре - Константин Коровин. Ялта ночью, 1905. Холст, масло. Нижегородский художественный музей
Справа - Семён Никифоров. В избе, 1904. Частное собрание, Москва

Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Пётр Нилус. Антон Павлович Чехов. 1904. Музей истории российской литературы им. В.И. Даля, Москва


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0646.jpg
Справа - Станислав Жуковский. Весна. 1900-1910-е. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Константин Первухин. Вечер. Венеция. 1913-1914. Холст, масло. ГТГ

«В вечернем саду у накрытого белой скатертью стола с самоваром размещены три девичьи фигуры, освещенные висящими на деревьях красными и оранжевыми фонариками. Произведение написано смело и быстро, с темпераментом и вдохновением, широкой кистью». Картина Ивана Семеновича Куликова «Фонарики в саду» из фондов Муромского музея занимает свое место на выставке по соседству с произведениями Ильи Репина, Константина Коровина, Игоря Грабаря, Василия Поленова, Абрама Архипова и других знаменитых русских художников. Композиция дарит ощущение уюта и умиротворения, которые на картине созданы теплыми цветовыми оттенками, изображающими свет бумажных фонариков среди полумрака летнего сада.

Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0656.jpg
Иван Куликов. Фонарики в саду, 1906. Холст, масло. Муромский историко-художественный музей


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0649.jpg
Николай Богданов-Бельский. Лето, 1911. Холст, масло. Музей русского импрессионизма.
Николай Дубовский. Свежий ветер (У скалистого берега), 1912-1914. Новочеркасский музей истории Донского края
Борис Кустодиев. Сирень. 1906. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Лукиан Попов. В саду (Чаепитие). 1911. Холст, масло. Оренбургский областной музей изобразительных искусств


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0654.jpg
Слева - Ольга Делла-Вос-Кордовская. На террасе. Чаепитие, 1910-е. Частное собрание, Москва.
В центре - Константин Коровин. Гурзуф. 1915. Холст, масло. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Справа - Тит Дворников. У моря, около 1912. МРИ


Развитие импрессионизма в русском искусстве совпало с принципиальным пересмотром отношения к роли и месту этюда. Вспомним: еще в середине XIX века этюдам была отведена скромная роль подготовительной работы, недостойной того, чтобы покинуть стены мастерской. И хотя крупные коллекционеры, такие как Павел Третьяков или Михаил Боткин, охотились за выдающимися этюдами, например, за работами Александра Иванова, в целом этот вид живописи еще не был признан широкой публикой.

Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0651.jpg


Василий Поленов первым показал свои этюды на передвижной выставке 1885 года, и то же советовал своим студентам, приглашая поработать на пленэре на дачу в Жуковке. В переписке художников находим много отсылок к выставкам этюдов - по ним судят о прогрессе своих друзей, в них видят поиски новых решений. Этюд для самих художников становится гораздо нагляднее законченной картины. При этом этюды русские импрессионисты практикуют в разных жанрах: Исаак Левитан продолжает линию «лирического пейзажа» Алексея Саврасова; Леонид Пастернак часто пишет членов своей семьи, а Филипп Малявин и Иван Куликов фиксируют на картонах сцены из крестьянской жизни.

Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0657.jpg



Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0658.jpg
Мария Якунчикова-Вебер: Аллея деревьев, 1898. Тигровые лилии, 1885-1900-е. Оба: Холст на картоне, масло. Музей-заповедник В.Д. Поленова


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0661.jpg
Слева - Николай Тархов. Морской пейзаж с лодками, 1904. Дерево, масло. Частное собрание, Москва
В центре - Арнольд Лаховский. Сцена на реке, 1910-е. Картон, масло. Собрание Альбион Галереи



Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Николай Клодт. Набережная. Ялта, 1910. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Алексей Исупов. Пикник, 1915. Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0664.jpg


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0639.jpg
Справа - Алексей Исупов. Пикник в лесу. Середина ХХ века. Музей русского импрессионизма


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0665.jpg
Серафима Блонская. Маки, 1903. Таганрогский художественный музей


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм
Николай Клодт. Заросший пруд, 1910. Музей русского импрессионизма


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0675.jpg
Слева - Антонина Ржевская. Музыка. 1902-1903. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Жизнь балетных гримерных перед спектаклем — тема серии работ Зинаиды Серебряковой. Благодаря дяде, художнику и критику Александру Бенуа, Зинаида Серебрякова получила пропуск за кулисы, где могла делать зарисовки. Увлекалась балетом и старшая дочь художницы Татьяна: с 1920-х она училась в Петроградском хореографическом училище и выступала на сцене Мариинского театра. Татьяна вспоминала: «Мама купила балетные пачки, корсажи, трико, туфли — полное облачение балерины, — и сама надевала его, принимая перед зеркалом те или иные позы, необходимые для задуманных ею композиций. <�…> Она любила и ценила Дега, но в своих работах, посвященных балету, шла своим путем, видела этот мир своими глазами».

Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0673.jpg
Зинаида Серебрякова. Балетная уборная (Балет П.И. Чайковского "Лебединое озеро"). Этюд для одноимённой картины, 1924. ГТГ

В отличие от Эдгара Дега, Серебрякова писала балерин не на сцене или во время репетиций, а в костюмерных и артистических уборных. Такой «интимный» подход был близок художнице, умевшей наблюдать и детский сон, и женскую работу в поле, и мытье в бане.

Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0674.jpg
Зинаида Серебрякова. Балетная уборная. Снежинки (балет «Щелкунчик»). 1923. ГРМ


«Наиболее талантливым в числе современных живописцев» называл Илья Репин своего ученика Николая Фешина. Индивидуальная манера молодого живописца стала проявляться уже после ухода Репина из Академии художеств. Фешин свободнее экспериментировал с грунтами и красками, освоил широкую манеру письма, создавая на холсте «красочное тесто». Окончив Академию и побывав в пенсионерской поездке в Европе, Фешин начал преподавать в родной Казани. В этот период художник часто писал портреты знакомых, один из них — «Золотые волосы». Скорее всего, для работы позировала ученица художника.

Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0672.jpg
Николай Фешин. Золотые волосы. 1914. Холст, масло. Приморская государственная картинная галерея, Владивосток


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0670.jpg
Николай Фешин. Миссис Крэг. 1923. Холст, масло. Частное собрание, Москва.

Выпускник Мюнхенской и Санкт-Петербургской Академий художеств, ученик И.Е. Репина, И.Э. Браз имел славу одного из лучших мастеров портрета в русской живописи конца XIX-начала XX веков. Он часто бывал в Европе, подолгу жил в Голландии и Франции. Именно к "французскому" периоду (1907-1911) творчества И.Э. Браза относится одно из лучших его произведений "Портрет жены". Изображенная на портрете Лола Эдуардовна Браз, урожденная Ландсгоф, была дочерью Эдуарда Леонтьевича Ландсгофа и Шарлотты Ландсгоф, германских подданных еврейского происхождения. Ее отец - промышленник, купец первой гильдии, тайный советник, коммерции советник, главный акционер Санкт-Петербургского международного коммерческого банка и казначей Санкт-Петербургского общества германских подданных для оказания помощи нуждающимся соотечественникам. Лола Браз слыла светской красавицей, была образованной и весьма талантливой художницей, ее связывала многолетняя дружба со своей соученицей по Петербургской гимназии Любовью Дмитриевной Менделеевой-Блок и Александром Бенуа, у которого она училась в Императорской Академии художеств. После ареста мужа И.Э. Браза в 1924 году по обвинению в скупке картин с целью продажи за границей и шпионаже, Лола Эдуардовна покинула Советскую Россию вместе с двумя сыновьями и остановилась у своих родственников в Германии. Воссоединились супруги в конце 1928 года, когда И.О. Браз был освобожден и ему разрешили выехать из страны. Обосновались Бразы в Париже, где успешно занимались живописью (в 1930 году состоялась персональная выставка И.Э. Браза в Париже). Иосиф Эммануилович был связан ещё и с торговлей антиквариатом, что приносило семье хороший доход.

Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0676.jpg
Иосиф Эммануилович Браз. Портрет жены, 1907. Музей изобразительных искусств Республики Карелия


Выставка Изображая воздух. Русский импрессионизм 25-0666.jpg
Источники информации: материалы выставки и этикетаж, кураторский текст на стендах
Окончание!

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Все праздники я тупила, ела и немного вязала. Спасибо сестре, которая в гостях готовила, как золушка, но вроде не жаловалась. Я добила свой первый пуховой платок. Тупанула адски: когда поняла, что двух мотков мохера не хватит на что-то вменяемое, решила добавить в узорную рамку второй ...
Поразительно, как на первый взгляд порядочные люди становятся холуями! Госдума приняла закон, запрещающий проводить митинги и пикеты вблизи госорганов, посольств, магистралей, стадионов и т.п. Теперь и в любом другом месте власти по своему ...
Добрый вечер сообщество! Помогите разобраться в ситуации с мужем.Женаты 8 лет,трое детей.Коротко муж загулял с сотрудницей.Приходит поздно,на нас с детьми почти не обращает никакого внимания.С ней постоянно созваниваются,переписываются.Дошло до того ,что я ей звонила на работу,спрашивала ...
И нет, это не книга психолога или коуча. Это художественная литература. Объемный том норвежской писательницы называется неопределенно "Всё, что у меня есть". И на самом деле описывает жизнь одной женщины Моники с 13 до 58 лет, которая хотела, да не вышла замуж. ...
к футболочному флешмобу. за свою жизнь я, оказывается, связала 6 летних топов. из них 3 футболки, 2 безрукавки, 1 туника. 3 вещи я уже показывала в сообществе. напишу сегодня про тот, который не показывала. связала я его в 2017 году. сейчас искала посвященный этому проекту пост, ...