рейтинг блогов

Загадка внезапной остановки сооружения нестоличных метрополитенов в экс-СССР

топ 100 блогов periskop.su01.09.2020 Будучи месяц назад в славном городе Самаре, наслушался инфраструктурных баек от местных жителей про то, что там "уникальное метро, которое строили сами заводы" (с) и про то, что "у нас метро так неудачно построили потому, что все средства перекинули на Ташкент и стройку начали позднее" (с). Причём вторая байка - это модификация той, которую мне рассказывали в Харькове 10 годами ранее, только про их метро. Вот один из примеров мифологии (из ФБ):

"...Самарское метро всегда строилось исключительно за счёт городского и областного бюджетов. Строительство первых 4-х станций реально велось за счёт крупных оборонных заводов. [...] Самара это единственный город в СССР где метро полностью построено за счёт местных бюджетов. Я даже помню как его начинали строить сразу было распределение по заводам ответственность за отдельные участки."


Если же серьёзнее - то и в Самаре (Куйбышеве), и в Харькове, и во всех других городах СССР в советский период метро не строили и не могли строить никакие заводы и прочие посторонние хозяйствующие субъекты, даже сверхкрупные, как куйбышевский "Прогресс" или харьковский ХТЗ с заводом Малышева и Турбоатомом. Почему? По двум фундаментальным причинам.
Первое. Потому что организация строительства и эксплуатации метрополитенов была совершенно иная, чем сейчас.
И второе. Только с принятием редакции Закона СССР о госпредприятии в 1988 г. экономические субьекты получили хотя бы минимальные полномочия расходовать средства на непрофильные направления, не связанные с основной деятельностью субьекта и его соцкультбытом.

В двух приложенных фото разных станций самарского метро различие организации наглядно видно - хотя сразу и не очевидно, что за этими надписями кроется. В этом различии - также и ответ на вопрос, почему после распада СССР провинциальные метрополитены городов-миллионников синхронно, как один, замерли, перестали расширяться и пребывают в стагнации, еле-еле строя 1-2 станции в 10 лет.

Загадка внезапной остановки сооружения нестоличных метрополитенов в экс-СССР
Станция советского времени (эпоха МПС СССР, централизованное финансирование)

Загадка внезапной остановки сооружения нестоличных метрополитенов в экс-СССР
Постсоветская станция (эпоха метро, лежащего на городских бюджетах)

Все дело в принципиально разной модели - тогдашней и нынешней.
Итак, какова была советская модель строительства и эксплуатации метрополитенов? Прежде всего, метрополитены были полностью выведены из ведения городов, подчиняясь специальному Главному Управлению МПС СССР. В поздесоветском МПС образца 1990 года было 18 Главных Управлений, и в том числе - ГУ Метрополитенов, с собственной строкой в бюджете министерства.

Что это означало практически? То, что на городские бюджеты не возлагалась ответственность за финансирование метрополитенов, это делал Союз в лице МПС. Особенно крупные суммы расходовались на нулевом цикле, когда строительство метро только начиналось. Не нужно было никакого кредитования и выплат процентов после, из горбюджетов. Проектирование также велось централизованно. Например, проектирование метро в Свердловске могли поручить Харькову, который только что ввёл линии у себя, а проектирование в Куйбышеве частично сделали институты в г. Горький. Это вело к равномерной загрузке проектных институтов и строительных трестов. Гл. управление метрополитенов МПС СССР также выступало заказчиком строительства, которое организовывал Минтрансстрой СССР через свои мощные структуры. Экономия средств достигалась тем, что строили сразу пусковые участки в 5-8 станций: такой участок был дороже прокладки и строительства двух станций (продления линии) не в 5-8 раз, а в 2-2,5 раза. И цена одной станции при поточном методе была сильно ниже.

С другой стороны, город не мог распределять и (возможно) раздёргивать средства на финансирование метро и пускать её на другие острые нужды - оно было строго целевое. При этом, наличие метро в городе СССР было очень престижным признаком - и поэтому городские власти постоянно выходили наверх с предложениями построить метро. Но, чтобы "попасть в титул" (так называлось разрешение на начало финансирования стройки метро) - нужно было пройти жесточайший фильтр на уровне Совета Министров СССР, вплоть до Косыгина.
Если первые три города были "политическими" (Москва-1935, Ленинград-1955, Киев-1960), то затем дело с метрополитенами было поставлено на шаблонные, типовые рельсы. Нужно было достичь планки в 1,1 млн. чел. населения и иметь положительное заключение от МПС СССР для готовности к строительству.

Далее почти все советские метрополитены проходили этот жестокий фильтр отбора, и некоторые города очень долго его не могли пройти (например, Харьков). Только Тбилиси получился исключением (1966) - тогда в нем проживало только 850 тыс., и я подозреваю, что причины разрешения на строительство лежали во внутренней политике. Баку (1967) стал пятым, Харьков (1975) - шестым, а Ташкент (1977) - седьмым. Далее, метро получили столицы союзных республик Ереван (1981) и Минск (1984). Потом пришёл черед миллионников РСФСР: Горький (1985), Новосибирск (1986), Куйбышев (1987) и Свердловск (1991).

Но уже на поздней Перестройке "косыгинская" модель дала сбой: к порогу миллиона подходил или пересек его ещё добрый десяток городов, а денег на всех уже не хватало, из-за оскудения бюджета после алкогольного закона и новых законов 1988-1989 гг., которые сильно уменьшили прежний поток поступления в госбюджет Союза. Поэтому по закрытому постановлению СМ СССР от 21 июля 1989 года все те метрополитены, что не попали в титул, "закрыли". Не повезло Одессе, Челябинску, Ростову, Омску, Донецку, Риге и ещё нескольким кандидатам. В Волгограде разумно сделали ставку на СТ вместо метро, рассудив, что в титул они попадут очень не скоро.

В 1992 советская модель резко закончилась. ГУ метрополитена МПС СССР расформировали и в российском МПС места такому управлению уже не было: все метро "раздали по городам", т.е. сбросили на содержание городских бюджетов. И если эксплуатацию конкретный город ещё выдерживал, то строительство оказалось неподьемным для всех, кроме Москвы. Даже Петербург, введя советские заделы к 1997 г., резко затормозился. Ну а Нижний Новгород, Новосибирск, Самара и Екатеринбург оказались у разбитого корыта. То же произошло с Тбилиси и Ереваном.

Особняком стоит Казань, где тогдашний Бабай выбил у ельцинского правительства большие налоговые преференции и высвободились серьёзные средства на нулевой цикл. Причем Путин, заступив в 2000-м, сразу эти преференции не обнулил. Так что там пустили метро в 2005-м и сумели построить две очереди. Но сейчас тоже все затормозилось. Москва стоит совсем особняком, ибо в неё ещё с эпохи Лужкова стали стягиваться колоссальные средства со всей страны, перебазировались налоговые резиденты самых "вкусных" отраслей из Сибири и Заполярья. В итоге московский бюджет распух до невообразимых величин - более 1 трлн. руб., а обеспеченность 1 жителя столицы бюджетными средствами превышает какой-нибудь несчастный Нижний Новгород или Омск в 10-12 раз. Поэтому Москва может себе позволить строить примерно 87-90% всего обьема метрополитенов в России и реализовывать грандиозные проекты, привлекая за эти деньги китайцев, турок и других инфраструктурных строительных игроков.

Нефтяной Азербайджан после первого шока в 2000-е продолжил стройку, Узбекистан Каримова строил метро, хотя и медленно - и даже передал его по подчинению обратно в свой местый МПС, по советской модели. Украина эпохи Кравчука - Кучмы некоторое время сохраняла советскую "центральную" модель финансирования и в 1990-е киевское и харьковское метро строилось активно. Даже сумели довести до конца советский задел в Днепропетровске и пустить там небольшую линию. Затем после "оранжевой революции" 2004 г. импульс стал затухать, а после Евромайдана-2013 на Украине по метро больше ничего не строится. Минск эпохи Лукашенко после некоторой паузы активно продолжил стройку, так как метро там вернулось к централизованному финансированию.

Что касается Куйбышева, мифологию которого я процитировал в начале поста. Там ситуация была такая: по советской централизованной "внегородской" модели была построена первая очередь в 4 станции (1987), и из советского же проходческого задела оперативно пустили пятую станцию (Советскую, 1992). Символом этого всего служат надписи на вестибюлях. Никакие заводы не могли финансировать непосредственно стройку ещё и потому, что у них в те годы не было таких полномочий, они относились к министерствам, где жестко утверждались их планы.

И вот только после падения Союза стали напрягать заводы - ибо метро с его проблемами отдали городу. Из накопленного советского задела проходки (ведь оборудование властям досталось бесплатно, и оно было в рабочем состоянии) в течение 1993 пустили ещё 2 станции. Затем - всё. Импульс кончился. А новая экономическая модель уже не позволяла строить пусковыми участками по несколько станций. Так что за период 1994-2020 в Самаре пустили только 3 станции, это примерно 1 станция в 9 лет. И иной перспективы не просматривается.

PS. Поправки:
а) забыл упомянуть Алма-Ату, которую начали при СССР
б) в Харькове сдали 1 станцию после 2013, так что формально после Евромайдана 1 станцию построили

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я херовый калибровщик, это факт.Чего уж там.Многие вещи, которые давно для всех ...
Унікальне біорізноманіття, яке складалося десятками, якщо не сотнями тисячоліть. Тонко підігнане існування безлічі видів рослин, комах та павукоподібних, ссавців, птахів та плазунів, грибів та мікроорганізмів. Тісний симбіоз, симфонія у просторі та часі. Дуже мало залишилося степових ...
Парк имени 28 гвардейцев-панфиловцев в Алма-Ате осквернили мародёры! Этот парк — одно из самых святых мест в Алма-Ате. Но для врагов человечества нет ничего святого. Легендарная 316-я дивизия «панфиловцев» формировалась из жителей Алма-Аты Казахской ССР и Фрунзе Киргизской ССР. Ее ...
Несколько дней уже по интернету разносят ролики, как в Дагестане противятся мобилизации, устраивая чуть ли не вооруженное сопротивление. Одним из активным участников этой кампании является канал "Утро Дагестана". Но есть нюанс. Если вы посмотрите на их донаты на криптокошельке, то ...
       В каждом военно-морском училище, конечно же, был офицер Особого отдела. Понятно почему: враг и в нынешние времена не дремлет, а уж в начале восьмидесятых… По мере возможности бойцы невидимого фронта выявляли врагов где только ...