Юсуповский дворец. Интерьеры половины Ирины и Феликса Юсуповых. Экспозиция
atlanta_s — 05.11.2022 Так получилось, что летом мы посмотрели лишь часть Юсуповского дворца. А именно - мужскую половину (жилые покои князя) и парадные залы. В нынешний приезд мы решили восполнить пробелы.Правда для самостоятельного осмотра предлагались лишь жилые покои молодых князей Юсуповых и экспозиция "Убийство Г.Распутина". Увидеть это с экскурсией можно, но... Вместе с жилыми покоями и парадными залами, в которых мы уже были. Единственное куда мы так и не попали - это несколько комнат жилых покоев княгини. Туда только с экскурсоводом, по одному из маршрутов. Так что, если кто-то соберется в Юсуповский дворец, внимательно выбирайте экскурсии.
А мы отправляемся по залам экспозиции "Половина молодых", интерьеры которой создавались специально для князя Феликса Юсупова-младшего и племянницы Николая II, княжны Ирины Александровны Романовой. Их свадьба состоялась (9) 22 февраля 1914 года в Аничковом дворце и стала последним свадебным торжеством в дореволюционной России в семье Юсуповых.
Первая комната - Серебряный будуар или Малая гостиная Ирины. Апартаменты для молодых создавались в 1914-1916 годах в стиле неоклассицизма. Гостиная Ирины Александровны является примером оформления дамского кабинета того времени. Увлечение позолотой сменилось обращением к серебру. Стены алькова покрыты пластинками тонкого сусального серебра. Поверх этого покрытия художниками Канашевичем и Чехониным была выполнена роспись изящными цветами.
Гостиную украшают предметы из сохранившегося гарнитура карельской березы начала XX века, принадлежавшего мебельной коллекции Юсуповского дворца.
На стенах изящные бронзовые бра, выполненные в виде корзин с ирисами.
На столиках и стенах - семейные фотографии: родителей и братьев Ирины, членов дома Романовых, фотографии Феликса Юсупова и его избранницы в период их помолвки. После свадебных торжеств молодые уехали в свадебное путешествие. К моменту их возвращения в Россию началась Первая Мировая война. Работы по оформлению их половины еще не были закончены и сначала Феликс и Ирина поселились наверху.
События 1917 года не позволили завершить работы по созданию интерьеров "половины молодых", князю и княгине Юсуповым так и не удалось воспользоваться жильем, обустройству которого было отдано много сил и средств.
Следующая комната - спальня Ирины Юсуповой. Комната с окнами, выходящими во двор, разделена аркой на две части. В альковной части располагается двуспальная кровать, потолок над которой украшен изысканной росписью в виде цветочной гирлянды.
Специально для спальни был создан гарнитур амарантового дерева. Однако после революции мебельное убранство комнаты было утрачено. И сейчас комнату украшает светлый гарнитур начала XX века.
От первоначального оформления, кроме расписного плафона, сохранился камин из белого мрамора, в который включены черные мраморные детали.
Справа от камина расположена дверь, ведущая в Рисовальную комнату и "Пещеру Алладина".
В Рисовальной комнате, пока шла реконструкция половины молодых, работали приглашенные архитектор А.Белобородов и его соавторы художники. После завершения работ планировалось устроить здесь Рисовальную комнату для Ирины. Рисованием она увлекалась с ранней юности. Для этого помещения были заказаны рабочий стол, открытая этажерка для книг, два табурета.
Сейчас в комнате расположена небольшая экспозиция, посвященная творчеству мастеров, трудившихся над созданием интерьеров.
Поднимаясь по лестнице в хранилище драгоценностей на стене можно увидеть небольшой контрольный участок, или так называемую контрольку оставленные полоски каждого позднего слоя.
Во времена Юсуповых эта комната-сейф была обтянута шелком цвета стали. В ней находились горки для драгоценностей княгини. Феликс Юсупов называл эту комнату - "Пещера Алладина". В помещении также находилось множество ниш с металлическими дверями, которые открывались при нажатии потайной кнопки. Это давало возможность видеть сразу все драгоценности, чтобы сделать выбор к предстоящему торжеству.
После эмиграции Юсуповых внушительная часть их фамильных драгоценностей осталась в России. Одним из украшений, которые Юсуповы забрали с собой была оригинальная тиара, изготовленная из платины, бриллиантов и резного горного хрусталя. Ее молодой князь заказал для своей невесты известному ювелирному дому Картье. Однако после 1925 года след венчальной тиары потерялся.
Сейчас в одной из ниш-витрин выставлена копия тиары княжны Ирины. Это дар московского ювелирного дома "AXENOFF" (Аксенов). Украшение выполнено из серебра с использованием бесцветных топазов и горного хрусталя.
В соответствии с тенденциями того времени спальня Ирины соединялась с личной уборной и ванной комнатой. Помещение уборной уникально сохранившейся в ней конструкцией ватерклозета и подлинной деревянной обивкой стен.
Пол ванной выложен оригинальной керамической метлахской плиткой. Ванна на бронзовых ножках, ширма, предметы мебели, которые представлены в интерьере, подобраны по историческим аналогиям.
Следующая комната - кабинет при бассейне - принадлежал князю Феликсу Юсупову. Вода в бассейн, напоминающий римские термы, запускалась через отверстия в стенах, украшенные головами львов. В глубине с противоположной стороны расположена скамейка для отдыха.
Комнату украшают тяжелый мраморный камин, угловая горка и гарнитур красного дерева.
Пройдя по небольшому коридору мы попадаем в Малый танцевальный зал с необычной планировкой. Колонны из светло-коричневого искусственного мрамора делят зал на две неравные части.
Из такого же светло-коричневого мрамора выполнены пилястры. Украшает зал люстра русской работы начала XX века. Она украшена нитями хрустальных бус.
Соседняя с Танцевальным залом комната - Большая гостиная Феликса.
Зал хорошо сохранил свою отделку. Его главное украшение - роспись плафона и пилястров, покрытых изящным растительным орнаментом. Особую изысканность интерьера подчеркивали находившиеся здесь при Юсупове произведения искусства и мебель.
Сейчас в зале проходят лекции и концерты.
На половину молодых можно было попасть через малый парадный вестибюль, который имел отдельный вход с набережной реки Мойки. Этот вестибюль отделяет покои молодых от восточной части бельэтажа Дворца. Там Феликс Юсупов решил устроить маленькую квартирку - жилье на случай, если он окажется в Петербурге один.
Следующая небольшая круглая комната - прихожая. Сейчас здесь представлены фотографии тех, кто был причастен к заговору против Распутина.Это представители высшей знати Российской империи.
Следующая комната - восьмигранный в плане интерьер. Его грани - двери, украшенные зеркалами. Одна из дверей ведет в подвальный этаж, куда мы обязательно спустимся, вторая - в кабинет Феликса Юсупова.
Сейчас здесь располагается экспозиция - "Комната заговорщиков".
У окна стоит поручик Сергей Сухотин. За столом сидят великий князь Дмитрий Павлович, двоюродный брат императора и Владимир Митрофанович Пурешкевич, Депутат Государственной Думы. Ближе к двери - военврач - Станислав Лазоверт.
Во второй части комнаты размещен историко-документальный раздел с фотографиями и документами о Григории Распутине. Рядом фотографии царской семьи.
По узкой деревянной лестнице мы спускаемся в подвальную столовую. Феликс Юсупов лично занимался обустройством своих покоев.
Позже он вспоминал: "Резные, обтянутые потемневшей кожей стулья, шкафчики черного дерева, массивные дубовые кресла с высокими спинками и кое-где небольшие столики, покрытые тканями. Особенно запомнилось мне старинное распятие. Перед ним лежала шкура огромного белого медведя... Посреди комнаты поставили стол, за которым должен был пить чай Григорий Распутин... К 11 часам все было готово..."
В соседней - официантской комнате - представлены материалы, связанные с обнаружением трупа Распутина и начавшемся расследовании. На карте Петрограда 1916 года обозначены места, связанные с этим преступлением.