"Я чувствую себя какой-то ущербной"
psyteaman — 12.10.2022Если подобные мысли иногда возникают в вашей голове, то можете вообще не волноваться. Такое ощущение случается у всех людей.
Но нам интересно вот что. Где-то рядом с этим ощущением находится кое-что ценное, позволяющее производить реальные изменения в своей жизни и не стать внутренне гнилым человеком.
Известно, что у человека обычно есть две причины что-то сделать или не сделать. Одна – разумная, логичная, рациональная и убедительная, звучащая привлекательно. С помощью нее он объясняет свои поступки окружающим и самому себе. И вторая причина – настоящая. Настоящая причина состоит из множества мотивов, не все из которых осознает сам человек. На человека влияет много мотивов одновременно. Одни из которых он в самом себе одобряет как достойные, другие – не одобряет.
Научившись признавать в себе не только желаемые черты (и мотивы), человек станет проще относиться к недостаткам других. Поэтому считается нормальным признавать в себе любые «некрасивые» мотивы, — наряду с теми, которые приемлемы в собственных глазах. «Собственные глаза» — это та система ценностей, которую человек воспринял от родителей и от всех, кто его воспитывал тем или иным образом.
Не обманывая себя в таких вопросах, человек будет иметь более правдивое, и от этого более скромное мнение о самом себе, своих движущих силах и своих достоинствах. А заодно и сможет «признать достойными» более широкий круг людей.
Самые гнилые люди среди всех возможных — это те, которые гордятся своей духовностью. Неважно, к какой именно конфессии относится их духовность, или даже вовсе не относится ни к одной из них.
Конечно, все мы несвободны от гордыни и превозношения над другими людьми. Но вот когда это высокомерие уже бьет через край, становится фанатичным и получает оправдание благими идеями, то получается гремучая смесь, которая напрочь закрывает человеку путь к тому хорошему, что есть у него внутри. Человек становится «богатым духом» в противовес тем счастливым людям, которые описаны в библейской фразе о «нищих духом»:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. (Мф. 5:3)
И тогда мы вновь и вновь видим вот что:
«Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступившего в бой за святое правое дело. Все превращается в прах – и люди, и системы. Но вечен дух ненависти в борьбе за правое дело. И благодаря ему, зло на Земле не имеет конца. С тех пор, как я это понял, считаю, что стиль полемики важнее предмета полемики» (Григорий Померанц)
Кстати говоря, понятие «нищие духом» заслуживают отдельного поста с точки зрения глубинной психологии.
Нищие духом люди временами ощущают свою глубокую ущербность. Вернее, свою ущербность периодически ощущают все адекватные люди. А вот нищие духом иногда испытывают ощущение безнадежной ущербности, с которой они ничего не могут поделать. Закономерно, что данное ощущение не всегда является причиной для попыток проработать ее психологическими методами в надежде обрести покой. Более того, с точки зрения глубинной психологии, нормально развивающийся человек со временем соприкасается с такими слоями в себе, на которые он не может влиять напрямую, а поэтому чувствует себя бессильным в вопросе изменения себя.
Независимо от того, как вы относитесь к религии в целом и к христианству в частности, любителям глубинной психологии будет интересно объяснение библейской фразы: «Блаженны нищие духом». А остальные читатели могут не мучить себя, потому что дальше речь пойдет про сложные вещи.
«Блаженны нищие духом». Верно ли это с точки зрения психологии?
Для начала давайте сразу внесу ясность в саму возможность постановки вопроса о психологических исследованиях духовных тем. Имеет ли право психология заниматься подобным? Да, если это глубинная психология.
Можно ли вообще в деле религиозного «спасения» обойтись без религии? Оказывается, на эту тему нет единого мнения даже в рамках религиозных знаний. В конечном итоге вопрос о возможности обойтись без религии упирается в вопрос: «Спасутся ли люди, находящие вне религиозной жизни?»
Некоторые общепризнанные авторитеты церкви вполне допускают такую возможность. Ну а точного ответа никто не даст, потому что это как раз один из тех вопросов, на которые точный ответ мы узнаем лишь по факту.
Не будем долго останавливаться на этой дискуссионной теме. Нам важно в данном контексте то, что глубинная психология, даже вне рамок религии, имеет право и может исследовать такие темы.
«Блаженны нищие духом». Если перевести фразу на психологический язык, то она будет звучать так: «Счастливы те, кто видят свои фундаментальные проблемы»
Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве. Августин
Что такое блаженство? Это состояние, к которому стремится любой человек. Это и есть счастье, — говоря обычным языком. Оно предусматривает состояние повышенной комфортности, удовлетворенности и ощущения полноты жизни.
Об этом рассуждали философы прошлого и настоящего. Одна из самых авторитетных книг в истории человечества (Библия) тоже говорит о том, как достичь этого состояния. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. 5,3)
Многие современные читатели Евангелия, готовые благожелательно принять "новую мораль" Нагорной проповеди и искренне любующиеся красотами ее афоризмов, испытывают почти болевое ощущение при соприкосновении с первой заповедью Блаженств. Они предпочли бы вычеркнуть ее из Евангелия. Каждое время находит в Евангелии свои излюбленные места, и каждое время стремится в этой же Книге что-то обойти молчанием или, напротив, заслонить слишком сложными и обильными толкованиями. Андрей Кураев.
Сейчас вы поймете, что современная глубинная психология уже подходит к тому уровню познания, на котором есть возможность понять вечные ценности и объяснить их понятным языком современному человеку.
Нищета духа — это сознание своей греховности, испорченности, бессилия. Каким же образом оно может приносить человеку ощущение счастья и полноты жизни? Дело в том, что неотъемлемой частью человека является то, что в психологии называют Тенью. Очень хорошо об этом написано в статье: Встреча с темной частью в человеке:
Приемлемая часть самих себя называется Персона. В обществе, где есть четкие представления о том, что приемлемо, Персона скрывает все опасное для нас и окружающих, делая нас вполне безопасными, дружелюбными и законопослушными созданиями. Это оболочка, которая помогает огромному количеству людей относительно мирно жить на ограниченной территории, в соответствии с общественным договором в данном обществе. Нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Поэтому все мы вынуждены ограничивать проявления своей Теневой стороны. Но, чем меньше Вы контактируете с Тенью, тем больше сил вынуждены тратить на то, чтобы заглушить ее голос. Слишком выраженная Персона делает человека неглубоким, трагически отчуждённым от самого себя. И в какой-то момент он понимает, что живет не своей жизнью.
Нищий духом — это человек, которого иногда посещает ощущение внутренней тяжести, и он тяготится в своем сердце сознанием, что жалок и беспомощен в вопросе облегчения своих глубоких слоев. С точки зрения религии аналогичное мнение: видеть свою испорченность — это признак духовной силы. Не имея такой силы, человеку свойственно закрывать глаза на Темную сторону в себе и вовсю прятаться за защитными механизмами.
Защитные механизмы психики спасают его от разрушения, хотя при этом и ограничивают способность к полноте жизни. Не имея той духовной силы (в психологии это называется способностью любить), человек обречен защищать себя от своей Темной части, чтобы не погибнуть самому и не натворить чего-то плохого. Способность любить, рассматриваемая в психологии, является результатом того, насколько много любви человеку дали его родители (долюбили). Конечно, затем сам человек может развивать этот талант, независимо от того, сколько ему дали изначально. С развитием способности любить человек обретает силы все больше видеть свою глубину.
Только тогда он становится открыт к более сильным негативным переживаниям о самом себе и одновременно открыт более сильным светлым, радостным и величественным состояниям. Он просто становится открыт сильным энергиям внутри себя. Он живет большей полнотой жизни и его радость совсем не похожа на то, что называют радостью люди, не живущие всей своей полнотой.
Чем более человек прилагает усилий для подавления своей Тени, тем меньше у него жизненной энергии остается, тем более подавлены его чувства. А, как мы знаем, подавление неприемлемых чувств приводит к подавлению любых чувств.
Теперь приведу цитату из статьи, в которой психологи высказывают сове мнение о том, как можно достигнуть полноты человеческой жизни, — того состояния, когда мы живем на 100%:
Осознавайте свои истинные чувства. Очень важно и очень трудно научиться не осуждать себя за свои чувства. Попробуйте вместо этого принять то, что вы их переживаете, как факт, и постараться не обвинять себя за это. Это просто чувства. Поэтому совершенно бесполезно говорить себе, что вы «должны» или «не должны» чувствовать. Чувства не могут быть «приличными» или «неприличными», «зрелыми» или «незрелыми». Ваша задача заключается в том, чтобы научиться осознавать свои чувства такими, какие они есть. ЛЮБЫЕ. В этом виде они дают ключ к решению всех ваших проблем.
Весь человеческий опыт говорит о том, что быть добрым человеком чрезвычайно трудно; зато чрезвычайно легко себя добрым человеком считать. Это с легкостью удается всем – даже явным злодеям. Самая устойчивая из наших иллюзий – иллюзия собственной хорошести.
Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками. Блез Паскаль.
Люди, считающие, что знают истину, — заблуждаются. «Богатые» духом (уверенные в собственной правильности), то есть те, кто считают, что знают истину, — заблуждаются.
Психологический мир человека динамичен, разные эмоциональные состояния сменяют друг друга, поэтому открытость к тяжелому (неприятному) эмоциональному опыту впоследствии становится залогом появления более сильных и ярких приятных эмоциональных состояний. Это и есть путь к полноте человеческой жизни и максимально возможному счастью — блаженству. Даже если оставить за скобками мир иной и опираться только на светскую психологию, то известно, что «неземное» блаженство некоторые люди начинают узнавать уже в этой жизни.