Взросление по-древнескандинавски: Вера Хенриксен
fem_books — 11.09.2018 Вера Хенриксен [Vera Henriksen], урожденная Вера Рошер Лунд, происходила из старинной военной семьи. Родилась она в Осло, в 1927 году. Её отец, Рагнвальд Рошер Лунд, остался в истории как первый руководитель норвежской разведывательной службы вооружённых сил -- после капитуляции Норвегии, в изгнании. С 1943 года сама Вера вместе с будущим мужем, Олафом Хенриксеном, участвовала в работе XU, шпионской сети Сопротивления. В 1944 году она вынуждена был бежать в нейтральную Швецию и гимназию заканчивала уже после Победы -- в Упсале.В следующем году полковник Рошер Лунд получил назначение в США, и Вера поступила в Йельский университет. Не историю она выбрала, не филологию, а, как ни неожиданно, архитектуру, затем -- историю искусств. В общей сложности Вера Хенриксен прожила в Штатах двадцать лет, и в этот период опубликовала первый исторический роман: "Серебряный молот" [Sølvhammeren], из времён Олафа Святого (он же Толстый). Главная героиня -- лицо историческое.Сигрид дочь Турира была выдана своим братом, Туриром Собакою из Бьяркей (происхождение прозвища не ясно), за богатого землевладельца Элвира из Эгге. О её жизни до 1021 года, года её вдовства, известно очень мало. Но творческая фантазия вкупе с великолепным знанием источников рисуют нам Сигрид, пятнадцатилетнюю невесту, как свободолюбивую, честную девушку, готовую к любви и приключениям.
А потом молодой муж начинает её приводить к повиновению. И приводит.
Хенриксен этого Элвира отчасти идеализирует: и красавец-то он, и силач, и храбрец, и совесть есть. Остаётся неясным, отчего при таком золотом супруге Сигрид топиться ходила... Да, наш герой-любовник даёт молодой жене возможность выбрать развод, вернуть приданое, забрать сына -- но только тогда, когда бедолага уже стала матерью и вряд ли пожелает ребёнку расти без отца, в окружении мерзких сплетен. Стерпится -- слюбится, все мужья дерутся, у всех любовницы, наложницы, батальоны побочных детей... Неудивительным кажется приход хозяйки Эгге к христианству: священник -- едва ли не единственный в романе порядочный мужчина.
Брак по любви, по образу Ромео и Джульетты, в "Серебряном молоте" только один, естественно, несчастнейший. Ромео возмужал, захотел от Джульетты повиновения, начались скандалы, он хлопнул дверью... и бывшая Джульетта в аффекте ляпнула:
-- На коленях поползу, лишь бы ты воротился.
На то Ромео выразил учтивейшее желание полюбоваться такою забавою.
И ведь поползла! Ратуя за романтические чувства, часто утверждают, что любовь подымает человека ввысь, к звёздам... а тут ради любви ползком поползла, чтоб хороший мужчина её, дурную бабу, простил. Немного погодя:
— Наверняка он был груб с тобой, — сказала Сигрид. В тот день, когда Ингерид была с Финном в Эгга, Сигрид заметила у нее на лице синяки.
— Только вначале… — призналась Ингерид. — Но потом он стал ласков… — При этом в глазах у нее появилось мечтательное выражение, но она тут же опомнилась и посмотрела на тканьё. Но по ее взгляду Сигрид поняла, что та совершенно не видит картины — и улыбнулась.
При всей занимательности прилюченческого сюжета и картинности эпических характеров книги Веры Хенриксен лечат от идеализации древних времён. Превосходно лечат.
Всего Вера Хенриксен за долгую жизнь -- восемьдесят девять лет -- написала около пятидесяти романов: не только о средневековье, но и о временах Реформации, а также несколько исторических исследований о военно-воздушных силах. Из всего богатства переведены на русский язык и изданы:
-- "Королевское зерцало" о Елизавете и Харальде Суровом (Радуга, 1990)
-- "Сага о королевах" в одном томе с "Королевским зерцалом", трилогия "Серебряный молот", "Знамение" и "Святой конунг" -- в серии "Викинги" в 90-е годы
-- "Корабль без головы дракона" (МИК, 2003)
|
</> |