Жанна-Мария Гюйон (Гийон)
fem_books — 08.09.2018Портрет работы Элизабет-Софи Шерон
Жанна-Мария Гюйон (иногда - Гийон) - французская религиозная писательница, главная представительница квиетизма во Франции. Квиетизм зародился в Испании, предшественницей этого религиозного течения в католицизме считается, например, Тереза Авильская, в ее трудах уже присутствуют некоторые черты, которые впоследствии оформятся в квиетизме. Квиетизм - учение о чистой любви к Богу, не ради какой-то выгоды, пусть и духовной, не ради спасения души, а ради него самого. Основные духовные практики - "внутрь-собирание" и "сердечная молитва", то есть, простая, личная молитва. Углубляющуюся в это делание душу Бог постепенно возводит в состояние божественного покоя (quies). Собственно, с точки зрения квиетизма, институциональная церковь не очень-то и нужна, церковная молитва не имеет значения, не нужны, даже нежелательны, религиозные изображения (следует избегать образных представлений при молитве), не нужно ходатайство святых и обращение к ним, не нужны благочестивые дела и даже церковные таинства. Вполне понятно, что католическая церковь в итоге начала противодействовать квиетизму, и мадам Гюйон преследовали за ее убеждения.
"Черная королева" доверила Гюйон религиозное воспитание 250 воспитанниц учебного заведения, основанного ею в Сен-Сире для девушек из небогатых дворянских семей. В мае 1693 года епископ Шартра, монсеньор Годе де Маре, являющийся духовным наставником учебного заведения в Сен-Сире, с ужасом обнаруживает, что доктрина госпожи Гюйон произвела губительное влияние на воспитанниц. В чем именно оно заключалось, не вполне понятно, но можно предположить - с точки зрения квиетизма даже совершение грехов не препятствует единению души с Богом, не говоря уж о том, что посещать мессы и принимать причастие совершенно необязательно.
Монсеньор забил тревогу. Король, обеспокоенный сообщением епископа, велит мадам де Ментенон порвать все связи с подозреваемой в ереси. В период с июля 1694 года по март 1695 года в Исси, втайне от всех, собирается комиссия, в которую входят Боссюэ, монсеньор де Ноай, епископ Шалона, и аббат Тронсон, настоятель Сен-Сюльпис.
И тут мадам Гюйон совершила большую ошибку - она обратилась к епископу Боссюэ и передала ему две своих изданных книги («О внутренней молитве» и «Толкование на книгу Иова») и множество неопубликованных сочинений, для того, чтобы епископ ознакомился с ними и подтвердил, что она является верным чадом Католической Церкви (на чём она настаивала всегда и со всей искренностью). Сперва Боссюэ оправдал её от всех обвинений, при этом, однако, ей было запрещено в дальнейшем писать и распространять свои сочинения. Но вскорости воспользовался отрывками из переданных ему сочинений и решительно обвинил мадам Гюйон в «ереси квиетизма».
За нее заступался Фенелон - воспитатель детей Людовика XIV, архиепископ Камбрийский, но этим лишь навлек на себя немилость короля, а участь мадам де Гюйон не облегчил. В 1695 она — как «государственная преступница» — отправлена в Венсеннскую крепость, затем содержалась в монастыре, а период с 1698 по 1703 год провела в Бастилии. В тюрьме она написала автобиографию.
После освобождения жила почти как затворница у одного из своих сыновей в Дизье близ Блуа, однако вела оживлённую переписку со своими единомышленниками.
Умерла 9 июня 1717 года.
Ее сочинения изданы были в Париже в 1713—1722 г. вместе с ее автобиографией.
Квиетизм оказал большое влияние и на протестантизм, и на православие. Труды мадам Гюйон были популярны во всем христианском мире. Почти все они были изданы на русском языке и в целом составе и в извлечениях («Избранные сочинения», «Избранные места») рассылаемы (в 1801—1827 гг.) по церквам и монастырям для обязательной покупки вследствие циркулярного предписания синодального обер-прокурора А. Н. Голицына. Позже по распоряжению графа Протасова, в 1840-х годах были вместе с другими мистическими сочинениями повсеместно тщательно отыскиваемы и отбираемы для отсылки в Синод.
"Метод молитвы"
"Песня Песней Соломона с пояснениями и размышлениями, наставляющими к духовной жизни"
Источники: 1, 2, 3, 4
|
</> |