Немного всяких оби.

топ 100 блогов zajcev_ushastyj29.04.2012 Спасибо большое всем, кто ответил на вопрос в предыдущем посте. Вы меня сильно успокоили. Но за катом, конечно, я обещаюсь следить аккуратно.

А пока вернемся к обычной тематике. Хотела показать вам остатки фотографий из музея "Оринасу".
Поскольку музей в первую очередь посвящен ткачеству, то оби - это одна из основных тем экспозиции музея. Плюс при музее есть мастерская, где эти оби и ткут.  
Если кто случайно не знает, оби - это тканевый пояс для традиционной японской одежды, для кимоно.

Под катом - 58 картинок, не только про оби, но и ткачество вообще.

У поясов-оби как предмета одежды длинная, многовековая история. За эти столетия оби менялся и по длине, и по ширине, и по материалам, из которых пояса шили. Но в историю сегодня мы углубляться не будем, только коротенькие отсылки по ходу дела.

Экспозицию музея начинают, однако, не пояса, а вполне себе кимоно. Точнее, прототипы того, что мы сегодня называем "кимоно" - косодэ.
Немного всяких оби.
Это современная реконструкция косодэ 16го века. Такие одежки, вытканные из разноцветных шелковых нитей, носили благородные господа и дамы в качестве верхнего парадного платья. Простолюдинам носить подобное запрещалось.

Кусочек этого косодэ поближе, чтобы разглядеть узор.
Немного всяких оби.
Обращаю ваше внимание: узор выткан!
Техника узорного ткачества была в Японии известна с 5го века. Тяжелый и монотонный ручной труд.

Другое косодэ (тоже реконструкция наряда 16го века).
Немного всяких оби.
Здесь используется другая техника переплетения нитей, потому узор выглядит более гладким.

Фрагмент поближе.
Немного всяких оби.
И на цветовую гамму тоже обратите внимание. Поскольку это реконструкция, то для окраски шелка использовались только натуральные красители, известные в то время.

Третий вид техники узорного ткачества.
Немного всяких оби.
Это верхняя часть мужского костюма времен позднего Хэйана, так называемое "каригину".

И фрагмент его же поближе:
Немного всяких оби.
Похоже, уже во времена Хэйана мастера могли изобразить на ткани практически любой рисунок.

Когда в моду вошли широкие узорчатые пояса-оби, все эти способы ткачества были успешно применены и для их создания. Поскольку считается, что ткань с вытканным узором более износостойкая, чем с вышитым. А для поясов, которые надо многократно развязывать-завязывать, это особенно актуально.

Теперь некоторое количество поясов разных видов и по-разному вытканных.

Немного всяких оби.
Достаточно простые пояса, которые могут быть использованы для неформальных нарядов.

Фрагмент темного поближе.
Немного всяких оби.
Если не ошибаюсь, это выполнено в технике "тсумуги".

Немного всяких оби.
Еще пояса разные неформальные.

Немного всяких оби.
Синий поближе.

Немного всяких оби.
"Клеточка" и "полосочки" разной ширины и вида - вполне себе японские ткани. И успешно использовались на протяжении веков.

Немного всяких оби.
Еще пояса. Узкий зеленоватый справа - мужской.

Немного всяких оби.
Пояса неформальные.

В отдельной комнатке были представлены пояса периода Мэйджи (вторая половина 19го века).
Немного всяких оби.
Отдельные кимоно там тоже были, но скорее для завершения картины. И к теме изящного ткачества они отношения не имеют, хотя и красивы.

Немного всяких оби.
Это уже основательный "настоящий" пояс-оби, хотя и Уже современного.

Немного всяких оби.
Черное формальное куро-фурисодэ с прилагающимся к нему поясом.

Немного всяких оби.
Фрагмент пояса.

Немного всяких оби.
Иро-томэсодэ с поясом.

Немного всяких оби.
Фрагмент пояса. Такой и сейчас будет смотреться вполне актуально.

Немного всяких оби.
Пояса, выполненные в самых разных техниках.

Немного всяких оби.
С вытканным узором.

Немного всяких оби.
А это - вышивка. Я хоть и написала выше, что тканые узоры более долговечны, но это не значит, что другие способы совсем не используются. На той части пояса, которая не подвержена особым нагрузкам (обычно это верхняя, лицевая часть узла), используют и вышивку.

Немного всяких оби.
А это вообще нарисовано. Техника "юзэн".

Немного всяких оби.
Здесь хотела бы обратить ваше внимание на два момента, которые важны для дальнейшего.
Первое: традиционно пояса имеют "монотонный" рисунок, одинаковый по всей длине. При этом он смотрится примерно равноценно и в вертикальном направлении, и в горизонтальном (исключение - отдельный рисунок на узле, но это совсем другая история).
Второе: парадные пояса, как правило, двусторонние. Обычно обе стороны одинаковые, но бывают и разными. Обе стороны можно и использовать как "лицевые". Есть и варианты завязывания пояса, когда видны обе стороны пояса.

Тут всех присутствущих пригласили посмотреть как работает мастер, создающий пояса-оби.

Немного всяких оби.
Мастерская. Станки, станки... Общее впечатление - очень тесно. Протиснуться можно только боком.

Немного всяких оби.
Слева - собственно мастер. Очень жалею, что не записала, как его зовут. Склероз не дремлет. Справа - сотрудница музея.
Обратите внимание: мастер держит в руках лоскут ткани, из которой сшито косодэ на самом верхнем фото в этом посте. Все это было выткано здесь.

Немного всяких оби.
Образцы тканей. Это традиционная технология, известная и используемая уже почти полторы тысячи лет.

Немного всяких оби.
А это - образец современной технологии. Честно признаться, не поняла, зачем тут используют отрезки металлической проволоки, вставленной во время процесса ткачества. Видимо, это позволяет лучше фиксировать форму без искажения рисунка. На одной из последующих стадий прутья вынимаются.

Немного всяких оби.
Справа - тот же кусок ткани с металлическими прутьями. А слева - уже готовая ткань.

Немного всяких оби.
Мастер показывает разворот модного журнала с фотографией сделанного им пояса.

Немного всяких оби.
Это тоже образец современного текстиля. С "выпуклым" рисунком в разных техниках.

Немного всяких оби.
Дамы азартно щупают пояс, созданный по старым традициям.

Мастер предложил посмотреть немного как он работает.
Немного всяких оби.
Боковина ткацкого станка с челноками. Для каждого цвета - свой челнок.

Немного всяких оби.
Рабочий столик при станке. Вот эти картонные карточки с дырками - типа "перфокарт" для станка. В 19м веке был изобретен машинный способ ткачества, названный по имени изобретателя "жаккардом". Этот способ позволял частично автоматизировать ручной процесс. Для "программирования" станков использовались (и сейчас пока тоже используются) вот такие карточки.
А рядом лежит дискетка: на ней тоже запрограмирован процесс создания узора, но уже современными средствами.

Но эти карточки и дискеты используются только для повторяющихся узоров. Если же узор меняется, то его таки приходится ткать по старинке, переплетая вручную практически каждую ниточку.
Немного всяких оби.
Мастер за своим станком.

Немного всяких оби.
Нитка оборвалась...

Немного всяких оби.
Тут он показывает подсветкой снизу, как выглядит ткань пояса на просвет. Основа кажется бордовой, хотя на самом поясе она выглядит практически черной. Современные красители позволяют создавать подобные световые эффекты. Традиционными способами такого не достичь.

Немного всяких оби.
Вид на заднюю часть станка с намотанной на бобину основой пояса.

Немного всяких оби.
А это парадный фасад. Белая хрень с красными светящимися циферьками - как раз агрегат автоматического управления станком.

Немного всяких оби.
Верхняя часть станка. В наше время неработающая, именно работника на этом "участке" и заменила автоматика.

Немного всяких оби.
Гравюра 19го века, где показано как работали на таких станках сто пятьдесят лет назад. Втроем.

Немного всяких оби.
Коллекция описаний уже отработанных узоров с образцами ниток. Каждый пояс, конечно, создается вручную. Но однажды отработанный процесс можно и повторить.

Немного всяких оби.
Мастер показывает один из совренных вариантов поясов. Такие пояса называются "бэтсу бара", дословно - "отдельный живот".
Обратите внимание: рисунок расположен вертикально! И его уже нельзя "положить на бок", потому что это приведет к искажению самой идеи.

Немного всяких оби.
Эта часть пояса приходится на узел. "Лицевую" сторону узла.

Немного всяких оби.
Хоп! И направление рисунка поменялось!
Эта часть будет видна спереди и по бокам, "отдельный живот".

Немного всяких оби.
И тыльная сторона того же пояса, которая тоже может использована независимо. Фактически два пояса в одном.

Немного всяких оби.
"Чертеж" рисунка с подробно расписанным переплетением нитей и их цветами.

Мастер поволок нашу компанию в закрытую для обычных посетителей комнатку. Тут вывешены и выставлены образцы поясов, которые производят в этой мастерской. В комнатке мастера договариваются с менеджерами дорогих универмагов о поставках и ценах. Ну, и с частными клиентами, готовыми купить что-то из этих поясов, тоже.
Немного всяких оби.
Выставка, фактически.

Немного всяких оби.
Очень парадный и очень формальный пояс.

Немного всяких оби.
Тыльная сторона которого может быть использована как менее формальный вариант.

Немного всяких оби.
Но у него есть еще и третья "сторона"!

Немного всяких оби.
Еще один двусторонний пояс.

Немного всяких оби.
Неформальные модные пояса.

Немного всяких оби.
А это конкретно пояс, созданный "нашим" мастером.

Немного всяких оби.
Вполне традиционные, вневременные пояса для парадных костюмов.

Немного всяких оби.
Это более неформальные и современные.

Немного всяких оби.
Варианты поясов "бэтсу бара" с вертикально ориентированным рисунком.

Немного всяких оби.
И сумочки для кимоно со вставками из тех же тканей, что используются для поясов.

Мастер все приглашал нас заходить лично к нему, неформально, если кому понадобится пояс. Потому что в универмагах, где обычно эти пояса продаются, они стоят чудовищно дорого. В основном, за счет "торговой наценки".
Никому не надо?

 

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Он опоздал даже с декларациями - переименовать милицию, реформировать милицию... "Правоохранительным органам" не верит уже никто. Но эти органы нужны в любом государстве только для того, чтобы люди чувствовали себя защищенными законом. ...
© ...
Пошутила сегодня в диалоге переделанной строчкой из Personal Jesus, а оказалось, собеседник ее не знает. Бывает же. Попросила Алису поставить песню эту самую, и вот песня закончилась, и Алиса следующую уже на свой вкус включает. (Прикольно кстати, у меня по умолчанию ожидание, что если ...
Я очень хорошо знал Валерия Дмитриевича Соловья. Он и в моих передачах часто участвовал. Очень часто. Умный был человек, эрудированный, с отличной логикой, всегда со своим взглядом на проблему. Отнюдь не либерал, во всяком случае - не патентованный либерал. Скорее государственник ...
Последний раз мы видели 46-летнего Рассела Кроу в фильме "Робин Гуд". С тех пор он несколько изменился. Сейчас Рассел больше похож не на супергероя, а на симпатичного плюшевого медведика, который вывел на прогулку свое семейство. И в этой самой ...