Немного всяких оби.
zajcev_ushastyj — 29.04.2012 Спасибо большое всем, кто ответил на вопрос в предыдущем посте. Вы меня сильно успокоили. Но за катом, конечно, я обещаюсь следить аккуратно.А пока вернемся к обычной тематике. Хотела показать вам остатки фотографий из музея "Оринасу".
Поскольку музей в первую очередь посвящен ткачеству, то оби - это одна из основных тем экспозиции музея. Плюс при музее есть мастерская, где эти оби и ткут.
Если кто случайно не знает, оби - это тканевый пояс для традиционной японской одежды, для кимоно.
Под катом - 58 картинок, не только про оби, но и ткачество вообще.
У поясов-оби как предмета одежды длинная, многовековая история. За эти столетия оби менялся и по длине, и по ширине, и по материалам, из которых пояса шили. Но в историю сегодня мы углубляться не будем, только коротенькие отсылки по ходу дела.
Экспозицию музея начинают, однако, не пояса, а вполне себе кимоно. Точнее, прототипы того, что мы сегодня называем "кимоно" - косодэ.
Это современная реконструкция косодэ 16го века. Такие одежки, вытканные из разноцветных шелковых нитей, носили благородные господа и дамы в качестве верхнего парадного платья. Простолюдинам носить подобное запрещалось.
Кусочек этого косодэ поближе, чтобы разглядеть узор.
Обращаю ваше внимание: узор выткан!
Техника узорного ткачества была в Японии известна с 5го века. Тяжелый и монотонный ручной труд.
Другое косодэ (тоже реконструкция наряда 16го века).
Здесь используется другая техника переплетения нитей, потому узор выглядит более гладким.
Фрагмент поближе.
И на цветовую гамму тоже обратите внимание. Поскольку это реконструкция, то для окраски шелка использовались только натуральные красители, известные в то время.
Третий вид техники узорного ткачества.
Это верхняя часть мужского костюма времен позднего Хэйана, так называемое "каригину".
И фрагмент его же поближе:
Похоже, уже во времена Хэйана мастера могли изобразить на ткани практически любой рисунок.
Когда в моду вошли широкие узорчатые пояса-оби, все эти способы ткачества были успешно применены и для их создания. Поскольку считается, что ткань с вытканным узором более износостойкая, чем с вышитым. А для поясов, которые надо многократно развязывать-завязывать, это особенно актуально.
Теперь некоторое количество поясов разных видов и по-разному вытканных.
Достаточно простые пояса, которые могут быть использованы для неформальных нарядов.
Фрагмент темного поближе.
Если не ошибаюсь, это выполнено в технике "тсумуги".
Еще пояса разные неформальные.
Синий поближе.
"Клеточка" и "полосочки" разной ширины и вида - вполне себе японские ткани. И успешно использовались на протяжении веков.
Еще пояса. Узкий зеленоватый справа - мужской.
Пояса неформальные.
В отдельной комнатке были представлены пояса периода Мэйджи (вторая половина 19го века).
Отдельные кимоно там тоже были, но скорее для завершения картины. И к теме изящного ткачества они отношения не имеют, хотя и красивы.
Это уже основательный "настоящий" пояс-оби, хотя и Уже современного.
Черное формальное куро-фурисодэ с прилагающимся к нему поясом.
Фрагмент пояса.
Иро-томэсодэ с поясом.
Фрагмент пояса. Такой и сейчас будет смотреться вполне актуально.
Пояса, выполненные в самых разных техниках.
С вытканным узором.
А это - вышивка. Я хоть и написала выше, что тканые узоры более долговечны, но это не значит, что другие способы совсем не используются. На той части пояса, которая не подвержена особым нагрузкам (обычно это верхняя, лицевая часть узла), используют и вышивку.
А это вообще нарисовано. Техника "юзэн".
Здесь хотела бы обратить ваше внимание на два момента, которые важны для дальнейшего.
Первое: традиционно пояса имеют "монотонный" рисунок, одинаковый по всей длине. При этом он смотрится примерно равноценно и в вертикальном направлении, и в горизонтальном (исключение - отдельный рисунок на узле, но это совсем другая история).
Второе: парадные пояса, как правило, двусторонние. Обычно обе стороны одинаковые, но бывают и разными. Обе стороны можно и использовать как "лицевые". Есть и варианты завязывания пояса, когда видны обе стороны пояса.
Тут всех присутствущих пригласили посмотреть как работает мастер, создающий пояса-оби.
Мастерская. Станки, станки... Общее впечатление - очень тесно. Протиснуться можно только боком.
Слева - собственно мастер. Очень жалею, что не записала, как его зовут. Склероз не дремлет. Справа - сотрудница музея.
Обратите внимание: мастер держит в руках лоскут ткани, из которой сшито косодэ на самом верхнем фото в этом посте. Все это было выткано здесь.
Образцы тканей. Это традиционная технология, известная и используемая уже почти полторы тысячи лет.
А это - образец современной технологии. Честно признаться, не поняла, зачем тут используют отрезки металлической проволоки, вставленной во время процесса ткачества. Видимо, это позволяет лучше фиксировать форму без искажения рисунка. На одной из последующих стадий прутья вынимаются.
Справа - тот же кусок ткани с металлическими прутьями. А слева - уже готовая ткань.
Мастер показывает разворот модного журнала с фотографией сделанного им пояса.
Это тоже образец современного текстиля. С "выпуклым" рисунком в разных техниках.
Дамы азартно щупают пояс, созданный по старым традициям.
Мастер предложил посмотреть немного как он работает.
Боковина ткацкого станка с челноками. Для каждого цвета - свой челнок.
Рабочий столик при станке. Вот эти картонные карточки с дырками - типа "перфокарт" для станка. В 19м веке был изобретен машинный способ ткачества, названный по имени изобретателя "жаккардом". Этот способ позволял частично автоматизировать ручной процесс. Для "программирования" станков использовались (и сейчас пока тоже используются) вот такие карточки.
А рядом лежит дискетка: на ней тоже запрограмирован процесс создания узора, но уже современными средствами.
Но эти карточки и дискеты используются только для повторяющихся узоров. Если же узор меняется, то его таки приходится ткать по старинке, переплетая вручную практически каждую ниточку.
Мастер за своим станком.
Нитка оборвалась...
Тут он показывает подсветкой снизу, как выглядит ткань пояса на просвет. Основа кажется бордовой, хотя на самом поясе она выглядит практически черной. Современные красители позволяют создавать подобные световые эффекты. Традиционными способами такого не достичь.
Вид на заднюю часть станка с намотанной на бобину основой пояса.
А это парадный фасад. Белая хрень с красными светящимися циферьками - как раз агрегат автоматического управления станком.
Верхняя часть станка. В наше время неработающая, именно работника на этом "участке" и заменила автоматика.
Гравюра 19го века, где показано как работали на таких станках сто пятьдесят лет назад. Втроем.
Коллекция описаний уже отработанных узоров с образцами ниток. Каждый пояс, конечно, создается вручную. Но однажды отработанный процесс можно и повторить.
Мастер показывает один из совренных вариантов поясов. Такие пояса называются "бэтсу бара", дословно - "отдельный живот".
Обратите внимание: рисунок расположен вертикально! И его уже нельзя "положить на бок", потому что это приведет к искажению самой идеи.
Эта часть пояса приходится на узел. "Лицевую" сторону узла.
Хоп! И направление рисунка поменялось!
Эта часть будет видна спереди и по бокам, "отдельный живот".
И тыльная сторона того же пояса, которая тоже может использована независимо. Фактически два пояса в одном.
"Чертеж" рисунка с подробно расписанным переплетением нитей и их цветами.
Мастер поволок нашу компанию в закрытую для обычных посетителей комнатку. Тут вывешены и выставлены образцы поясов, которые производят в этой мастерской. В комнатке мастера договариваются с менеджерами дорогих универмагов о поставках и ценах. Ну, и с частными клиентами, готовыми купить что-то из этих поясов, тоже.
Выставка, фактически.
Очень парадный и очень формальный пояс.
Тыльная сторона которого может быть использована как менее формальный вариант.
Но у него есть еще и третья "сторона"!
Еще один двусторонний пояс.
Неформальные модные пояса.
А это конкретно пояс, созданный "нашим" мастером.
Вполне традиционные, вневременные пояса для парадных костюмов.
Это более неформальные и современные.
Варианты поясов "бэтсу бара" с вертикально ориентированным рисунком.
И сумочки для кимоно со вставками из тех же тканей, что используются для поясов.
Мастер все приглашал нас заходить лично к нему, неформально, если кому понадобится пояс. Потому что в универмагах, где обычно эти пояса продаются, они стоят чудовищно дорого. В основном, за счет "торговой наценки".
Никому не надо?
|
</> |