Все, что вы хотели, но боялись спросить про масленицу
p_syutkin — 24.02.2020Сегодня трудно поверить, но термин «масленица» на Руси не встречается вплоть до XVI века. Хотя «мясопуст», естественно, упоминается уже с ранних времен христианства. В частности, «Повесть временных лет» говорит о нем при описании моровой язвы в Киеве в 1090 году.
А уж упорядоченным праздником со своим распорядком и привычками масленица и вовсе становится хорошо, если в XVIII веку. При этом, конечно, нужно понимать, что пара «масленица-блины» - это тоже изобретение последних веков. Которое было характерно далеко не для всех регионов России.
Устоявшийся ритуал масленицы – это своего рода обряд. При этом связь обрядности кухни с православием весьма условна и носит скорее календарный характер, приспособленный к церковным праздникам. Она несет отпечаток как языческой традиции, чудом сохранившейся за тысячелетие, так и просто бытовой магии, направленной на взаимодействие с мифической реальностью.
Обрядность русской кухни четко ориентирована на практическую целесообразность. Множество стереотипных действий в ее рамках стимулируют наиболее эффективную и социально-одобряемую модель поведения участников церемонии (свадьбы, крестин, поминок и т.п.).
А кулинарная обрядность – средство типового социального общения, механизм определения роли человека в социальной иерархии. Она, по сути дела, выполняет роль альтернативного средства взаимодействия людей в рамках традиционного общества. В игровой форме она фиксирует место человека в обществе, отношение к нему других членов группы.
Вот и посмотрим в этой связи на масленицу - день за днем. Хорошее описание ее нам оставил Николай Петрович Степанов, издавший в 1899 году книгу «Народные праздники на Святой Руси». Каждый день масляной недели, - отмечает он, - носил особые названия, сообразно которым видоизменялись и развлечения.
Так, понедельник называется «встречей», вторник – «заигрышами», среда – «лакомками», четверг – «широким», пятница «тещиными вечерками, суббота – «золовкиными посиделками, воскресенье – «прощенным днем».
«Степенный народ начинает обыкновенно встречу масленицы помещением родных, отправляя с утра на целый день невестку к отцу с матерью. А вечером свекровь со свекром являются и сами в гости к сватам. В некоторых местах этот праздник открывают деревенские ребятишки, которые, высыпав гурьбой на улицу, устраивают снежные горы.
В понедельник же богатые люди начинают печь блины. Накануне вечером, когда появятся звезды, старшие в семье женщины выходят на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и приготовляют из снега опару.
Первый блин отдается нищим на помин усопших. В некоторых селах степной полосы России он кладется на слуховое окошко в том предположении, что души родственников невидимо съедают его».
Добавлю от себя: насколько же пронизана православием вся бытовая культура того общества. Прям вот елей капал.
«В молодых хозяйствах тещи учили своих дочек печь блины. Приглашение тещи считалось за великую честь и вызывало разговоры среди прочих родных и соседей. Званая теща обязана была прислать в вечера все необходимые для печения блинов принадлежности: таган, сковороды, половник и кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой муки и коровье масло».
Внимательный исследователь тут же сделает вывод: это были толстые блины на закваске (опара!), а не сегодняшние прозрачные блинчики.
«На «заигрыши», т.е. на вторник с утра приглашаются парни и девицы покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братцы устраивают во дворах горы для своих сестриц, а мать посылала по родным и знакомым звать «дочек и сынков». Очевидно, что подобное приглашение служило поводом к тому, чтобы «братцы» могли высмотреть себе невест, а «сестрицы» - суженых, а затем после Великого поста, на Красной горке, «честным пирком, да за свадебку».
На «лакомки», т.е. в среду теща приглашает своего зятя к себе на блины. И собирает других соседей. Всячески старается она ублажить своего зятя и блинцами, и оладьями, и творожниками.
С четверга, недаром называемого «широким», масленичный разгул развертывается во всю ширь. И вся крещеная Русь с чистосердечной простотою предается всевозможным потехам, почти неизменным и повторяющимся их года в год.
Балаганы, ледяные горы, качели – в городах. Катание на саночках, кулачные бои, шествия в деревнях, шумные пирушки – вот масленичные развлечения по всей необъятной Руси, исключая Сибирь, где в старые годы были кое-какие отступления от повсеместных обычаев. Так вместо блинов там подавали жареное из теста на масле пирожное, называемое хворост.
На «тещины вечерки», т.е. в пятницу, угощали блинами зять своих тещ, приглашая последних накануне с вечера и стараясь оказать как можно более почести. Являлся и бывший дружка, который играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты подарок».
Вот, кстати, обратите внимание: блинами приходилось угощать десятки человек ежедневно. Могли ли для этого сойти маленькие тонкие блинчики? Это ж сколько сотен их нужно было напечь загодя? Поэтому-то блины были толстые. Таких дашь каждому три штуки, — уже сыт. А для тонких было специальное название — блинцы.
«На «золовкины посиделки» т.е. в субботу приглашала своих родных к себе молодая невестка. Если золовки были еще в девушках, тогда невестка сзывала старых своих подруг. Если она была уже замужем, тогда приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка одаривала своих гостей подарками. В некоторых местностях в этот день устраивали разрушение снежной крепости.
«Проводы масленицы» (воскресенье) в разных местах отправляются с различными обрядами: сжигание чучел, шуточные поезда, пение песен, изображающих конец масленичного разгула. Остается еще совлечь с себя этот греховный разгул, просить прощения у ближних за содеянные против них грехи. Попрощаться с друзьями и знакомыми, чтобы заговеться в Великий пост, перейти с блинов на хрен да редьку, на серую-белую капусту.
Прощание бывает с живыми и покойниками. Рано утром выходят на кладбище, на могилы просить прощения у покойников».
Думаете, вот и вся масленица? На самом деле, конечно, нет. Жизнь-то оказывалась гораздо богаче и правдивее. И праздник этот просто был короткой «разрядкой» от рабочих и унылых будней. Когда все «отрывались» без оглядки и без мыслей о завтрашнем дне. Да так, что остановиться не могли.
И заканчивали проводы масленицы порой не в воскресенье, а лишь в следующий вторник. Этнографический сборник по Ярославской губернии за 1854 год, издаваемый Императорским Русским географическим обществом, дает и продолжение этой картины:
«Наконец после таких проводов Масленицы, любимого праздника, что остается делать гулякам до чистого понедельника? За работы приняться не хочется, голова болит с перехмелья. Ну и давай опять за то же: дай остановим Масленицу хоть на денечек! Так и делают наши мужики. В понедельник первой недели поста, еще ни свет, ни заря, а они принимаются за оставшееся вино и пиво – «немножко пополоскать во рту». Потом принимаются вплотную очищать всю посуду, до последней капли, переходя артелью из дома в дом, и наконец, под вечер до того напьются, что иной едва ноги переставляет. Во вторник поутру опять принимаются за то же, только не так уж проворно и не с такою охотою, с тоской и унынием. В вечеру же окончательно прощаются со светлой Масленицей».