Вот не знал

1965 год. Автомобиль Волга-атом на испытаниях.

В 1949 году Советский Союз стал второй страной в мире, сумевшей успешно построить и испытать образец атомного оружия. С одной стороны, это, безусловно, был серьезный успех советских ученых и инженеров. С другой — не менее серьезный удар по самолюбию советского руководства. Ведь в гонке двух стран второе место — это последнее. Именно тогда многие руководители страны стали задумываться над теми областями, в которых СССР мог бы вырваться вперед. В частности, над проектами мирного использования атомной энергии. В СССР первыми возвели атомную электростанцию, создали первый атомный ледокол "Ленин", но решили на этом не останавливаться и создать автомобиль с атомным двигателем.
Предложение учёных о создании автомобиля с атомным двигателем горячо поддержал Никита Сергеевич Хрущев. По его указанию для проектирования автомобиля, приводимого в движение атомной энергией, было создано Автомобильное конструкторское бюро.
К концу 1961 года конструкция была в основном проработана и через четыре года в апреле 1965 года машина выехала на испытательный полигон под Северском. Так как мотор весил 500 килограмм, поэтому спереди было не 2 колеса а 4.
Такую машину можно было очень долго не заправлять. Испытания показали что без заправок "Волга атом" проезжает 60 тысяч километров. При этом двигатель имел совершенно фантастические по тем временам характеристики: мощность 320 л.с. и крутящий момент более 800 Н/м при низких оборотах (60 об/мин).
Красавец автомобиль.

Однако оказалось, что после этого пробега мотор нужно менять на новый. Но советские учёные исправили эту проблему они создали двигатель с газофазным топливом в виде гексафторида урана вместо твердого урана и новая версия автомобиля проезжала без заправок 40 тысяч километров.
Для заправки теперь стало достаточно закачать в цилиндры новый запас гексафторида урана и машина ехала дальше.
Изначально планировалось изготовить несколько опытных машин, чтобы демонстрировать их на выставках и катать почетных гостей. Однако, пока конструкторы разрабатывали двигатель и сам автомобиль, ситуация изменилась. Хрущев ушел с поста генсека, а у сменившего его Брежнева не было подобных амбиций. Так что проект без особого шума закрыли. А два опытных экземпляра автомобилей (без двигателей, которые были сняты для дезактивации и захоронения) долгое время стояли на полигоне, а потом были утилизированы. С ними ушел и безграничный и безрассудный энтузиазм той эпохи, в которой люди не боялись хватать атом за хвост.
При написании использованы материалы публикаций
https://www.pravda-tv.ru/2018/11/24/392309/sekretnyj-sovetskij-proekt-atomnyj-avtomobil
https://www.drive2.ru/b/491899513108169092/, в которых подробно описано создание автомного автомобиля.
|
</> |