THE TIME MACHINE (1960)


В рождество 1899 года британский изобретатель Джордж продемонстрировал своим друзьям чудесный аппарат - машину времени. Только вот друзья демонстрации Джорджа не поверили и заявили, что лучше бы ему с такими фокусами обратиться в военное министерство (ибо в Африке обуревшие буры англичан бьют). Джордж шутки не понял, собрал вещички и рванул в грядущее. Выяснилось, что в XX веке человечество совершило коллективное самоубийство. Первая, Вторая и Третья мировая война разрушили цивилизацию. Поэтому герой махнул в отдаленное будущее в 802 701 год. Здесь он остановил свой полет, вылез из аппарата, познакомился с элоями и подрался с морлоками (все как у Уэллса, только на минималках). Я же набрался терпения и досмотрел картину до конца, в результате чего на свет появился данный обзор.

Вариант “Машины времени” от Metro-Goldwyn-Mayer был снят американским режиссером Джорджем Палом (венгром по происхождению). В 30-ых годах Пал работал в Германии, где снимал мультфильмы, после чего перебрался в США и до 50-ых работал на поприще мультипликации. В конце десятилетия Пал переключился на фантастические фильмы. При этом он занимался не только режиссурой, но и продюсированием новых картин. Вершиной его творчества стала “Машина времени”, которая в 1961 году получила “Оскар” за специальные эффекты.

Стоит отметить, что Паловская версия фильма (основанная на сценарии Дэвида Дункана) хоть и взяла за основу текст книги, но при этом полностью проигнорировала исходный социальный подтекст. Элои здесь не бестолковые “зверушки”, а обычные люди, просто глупые и не особенно любопытные. Поэтому Джордж легко настраивает их против морлоков и даже выигрывает небольшую войну с подземными уродцами. Морлоки же вообще не похожи на своих книжных коллег - это какие-то йети с горящими глазами-плошками. Качками они выглядят только со стороны, Джордж легко может раскидать по сторонам хоть 10, хоть 15 подобных тварей. Наконец, интеллект у них тоже посредственный. Они или не умеют строить умные машины или забыли как это делать (хотя в книге морлоки поняли, что за аппарат попал к ним в руки, разобрали его и даже попытались машину запустить).

Это интересно. Один из последователей Уэллса - К.У.Джеттер написал книгу “Ночь морлоков”, где монстры запускают машину и возвращаются назад во времени в Викторианскую Англию, устраивая революцию и тотальный террор.

Проблемы в социальной составляющей картины сценарист решил замаскировать продолжительной экспозицией, а также антивоенным посылом. Экспозиция в “Машине времени” явно не удалась, поскольку скучная болтовня с друзьями занимает, примерно 30 минут фильма, после чего путешественник устремляется в будущее. Всю эту болтологию можно было сократить до 10 минут, сохранив оставшееся время для приключений. Антивоенный сюжет смотрится лучше. Хотя эпизод с атомным спутником, превращающим Лондон в вулканический wasteland, выглядит по нашим временам наивно.

Теперь посмотрим на специальные эффекты. Довольно удачными получились, как сама машина (именно здесь она приобрела свой канонический вид - с ротором сзади), так и само перемещение. Палу удалось показать стремительный полет солнца по небосводу, описанный в книге, и долгое увядание окружающего мира. Очень занятным получился эпизод с женским манекеном, который меняет наряды, при стремительном движении вперед (впрочем 1967 год манекен не пережил, ибо Англия была уничтожена ударом из космоса).

Мир будущего обладает чертами, описанными в книге Уэллса. Авторы картины смогли сохранить внешний вид зданий и объектов, но не смогли передать атмосферу далекого будущего. В книге Сфинкс, колодцы, и здания выглядят не только величественно, но и несут на себе печать тайны и упадка, длящегося многие тысячелетия. Над небом протянулись цепочки неизвестных созвездий, а звуки окружающего мира предупреждают путешественника об опасности. В детстве читать все это было по-настоящему страшно, потому как мир будущей Земли хоть и казался эдемским садом, но имел под собой криповую основу. Наша цивилизация окончательно погибла. Мир принадлежит другим расам, которые имеют мало общего с человечеством. Морлоки герою не враги, они просто под руку попались, а их машины это не тесла-столбы, а невероятно продвинутая машинерия, требующая для создания сложнейших технологий. В фильме ничего этого нет, а будущее показано как рай, в пределах которого сражаются первобытные племена.

Это интересно. На основании двух просмотренных экранизаций я пришел к выводу, что авторы скриптов не понимают исходный дух книги. Роман Уэллса, это по сути “хоррор”, в котором показывается длительная деградация и последующая гибель человечества (причем Уэллс обошелся без Великих древних и прочего масс. культа). Книга производит довольно мрачное впечатление, а ее образы навсегда откладываются в памяти. Кинематографические версии “Машины времени” каждый раз превращают историю в балаган, напрочь отметая нигилистический базис. В итоге читавший книгу зритель всякий раз остается недоволен происходящими на экране приключениями.

Так что же можно сказать в итоге. “Машина времени” Джорджа Пала, это занятная, но весьма поверхностная экранизация великой книги. Авторы смогли пересказать сюжет романа, но суть его передать не смогли. Фильм обладал прорывными для своего времени специальными эффектами и антивоенным посылом. К настоящему времени он серьезно устарел и сейчас будет интересен разве что любителям ретро-фантастики.

ЗА
Интересный визуальный ряд и специальные эффекты,
Авторы пытались придерживаться книжного сюжета
ПРОТИВ
Социальная часть романа провалена,
Затянутая экспозиция,
Множество упрощений предпринятых для массового зрителя.

Если вам понравился обзор этого фильма, не забудьте нажать лайк слева или напишите комментарий. Ну и, конечно же, подписывайтесь на мой кино-канал The Great Black Ship, там всем рады.
27.06.2025
(с) Илья Садчиков