Внешняя память
navlasov — 03.03.2018 Скажу сразу и честно: я никогда не изучал мнемонические техники специально. Время от времени мне попадались описания разных способов улучшить память и запоминать намного больше информации. Их авторы клялись и божились, что эффект будет сногсшибательный.В итоге ни один способ не сработал. Вообще. Я не знаю, были это лучшие техники развития памяти или мне случайно попадались сплошь одни пустышки. Я, повторюсь, не специалист в этом вопросе и не буду рассказывать о том, что не сработало. Я хочу рассказать о том, что сработало в моем случае и должно сработать в Вашем.
В книжке, из которой я впервые прочел связное и логичное описание этого приема (кажется, это был D. Levitin. The Organized Mind), он назван сложным словом "экстериоризация". Я для простоты буду говорить о "внешней памяти".
Идея "внешней памяти" проста и очевидна, и ее элементы сплошь и рядом используются стихийно. Вопрос заключается лишь в том, чтобы задействовать их не от случая к случаю, а системно. Если кратко, суть метода прекрасно отражает старый армейский афоризм: "Вы что - глупый, запомнить не можете? Записывайте, я-то записываю!"
Зачем пытаться запоминать списки из пятидесяти предметов, если их можно просто записать? Развивать память - дело хорошее, но, может быть, попробовать ее просто немного разгрузить? Основной принцип "внешней памяти" - переносить информацию, которую Вы пытаетесь запомнить, на внешние носители.
Попытки одновременно держать в голове, что...
...сегодня у Васи день рождения, встает он поздно, надо ему позвонить не раньше одиннадцати...
...в полдень совещание у шефа...
...не позднее трех часов надо передать коллеге документы, о которых он вчера просил...
...с четырех до шести надо позвонить в детскую поликлинику и записать дочь к офтальмологу на прием...
...в конце рабочего дня надо не забыть забрать с собой сменную обувь...
...по дороге домой надо заправить машину и купить кефир...
...(еще полтора десятка такого же рода дел)...
...напоминает жонглирование двадцатью шарами и не приводит ни к чему хорошему. Даже если ничего не забыть, оперативная память будет весь день загружена всякой ерундой, и на размышления о чем-то серьезном ее уже не останется.
Эту проблему часто решают за счет разного рода ежедневников, планировщиков заданий, стикеров на мониторах рабочих компьютеров и так далее. Но делают это, во-первых, в основном те, у кого уже вообще никак не получается все запомнить, во-вторых, в какой-то одной сфере (как правило, рабочей). Большинство из нас продолжает мужественно пытаться "вспомнить все" и жалуется на "дырявую голову".
Что я лично сделал в данной ситуации? Завел два комплекса инструментов в соответствии с двумя задачами, стоящими перед моей памятью. Первая - запоминать дела, которые мне надо сделать (встречи, дедлайны, списки покупок в магазинах и т.д.). Вторая - запоминать мысли и идеи, которые приходят мне в голову.
В составе первого комплекса инструментов находится, в первую очередь, ежедневник или планировщик заданий - на бумажном или электронном носителе. Он предназначен для дел, жестко прикрепленных к конкретной дате изначально (например, деканское совещание) или назначенных мной на конкретную дату (например, поработать с базой научных конференций).
Второй инструмент - список дел с неопределенным сроком выполнения (например, дома надо починить стул и убрать в гараж до следующей зимы искусственную елку). Дела попадают в список по мере их возникновения, если их по каким-то причинам невозможно или нежелательно сразу назначать на конкретный день. Этот список надо с определенной периодичностью просматривать. По итогам просмотра каждое дело либо оставляется в списке, либо для него назначается конкретный срок и оно перемещается в календарь, либо оно выбрасывается (например, если потеряло актуальность). Если какое-то дело слишком долго висит в списке, стоит специально задуматься над тем, почему это происходит и действительно ли это дело нужно делать.
Для выполнения второй из названных выше задач нужен блокнот (он, опять же, может быть как бумажным, так и электронным; я лично предпочитаю бумажный), который Вы носите с собой, чтобы записывать внезапно возникающую важную информацию. Эта информация может быть "внешней" (например, Вы шли по улице и увидели объявление об интересном мероприятии), так и "внутренней" (в голову пришла хорошая идея). Как правило, в таких случаях мы думаем: "Отличная идея, обязательно надо ее запомнить!" В большинстве случаев уже через час мы с трудом вспомним сам факт того, что нам что-то приходило в голову. Поэтому вариант один - записывать!
Раз в неделю блокнот надо просматривать и сортировать идеи. Какие-то из них перейдут в календарь дел, какие-то получат дальнейшее развитие, какие-то окажутся просто выкинуты.
К блокноту уже могут добавляться дополнительные инструменты в соответствии с Вашими задачами. Я, например, веду специальный список идей для каждой из дисциплин, которые преподаю. Смысл в том, что когда я веду тот или иной курс, мне в голову приходят идеи о том, как сделать его лучше на следующий год. Понятное дело, что к следующему учебному году 90% этих идей оказывались раньше надежно забыты. Теперь мне просто надо перед началом семестра взять из папки с материалами по курсу список и просмотреть его.
Кстати, в роли носителей "внешней памяти" могут выступать не только материальные объекты, но и люди. Собственно, каждый раз, когда мы просим кого-то напомнить нам о чем-то, мы используем его в роли такого "внешнего носителя". Правда, делать это имеет смысл только в том случае, если другому человеку важнее, чем Вам, чтобы Вы вовремя вспомнили какую-то информацию - либо если это Ваша секретарша.
|
</> |