Выставка русской француженки Марии Васильевой

топ 100 блогов galik_12308.12.2023
Выставка русской француженки Марии Васильевой
Amedeo Modigliani. Marie Vasilieff. 1918

В Московском музее современного искусства, в здании на Гоголевском бульваре, до 10 декабря ещё можно увидеть работы художницы-авангардистки Марии Васильевой из частной коллекции. "Возвращение домой" - так назвал выставку коллекционер Эдуард Мордухович, сумевший вывезти коллекцию картин Марии Ивановны Васильевой (1884-1957) из Франции перед самым закрытием границ.
Впервые в России с творчеством Марии Васильевой - ученицы Анри Матисса, представительницы "Парижской школы", приятельницы классиков той эпохи, от Модильяни до Пикассо, и участницы многих выставок, в том числе знаменитой "0,10" в Петербурге, можно было познакомиться два года назад в Пушкинском музее на выставке "Музы Монпарнаса".

Выставка русской француженки Марии Васильевой

Один зал  в той экспозиции был полностью посвящён парижанке, родом из Смоленска, Марии Васильевой. Кроме живописи были показаны и знаменитые куклы, котрые делала Васильева. Шесть картин на ту выставку предоставил коллекционер Эдуард Мордухович, вспомним эти работы:

Выставка русской француженки Марии Васильевой


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Сципион-африканец,1916. Холст, масло. Собрание Франсуазы Ливинек, Париж


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Обнаженная, 1910-е. Коллаж. Частное собрание, Париж


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Цирк. 1920-е. Холст, масло. Собрание А.Чистякова


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Цирк в Париже. 1920-е. Холст, масло. Частное собрание


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Крыши. 1915. Холст, масло. Собрание В.Царенкова, Лондон


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Ребенок с игрушками. 1920-е. Холст, масло. Частное собрание

В 1920-е годы мастерская неподалёку от вокзала Монпарнас, была знакома любому местному обитателю. В ней обосновалась русская художница Мари Васильефф. Она приехала в Париж, получив стипендию на учёбу, успела пожить в одном пансионе с Соней Делоне, а в 1909 стала одной из первых русских воспитаниц академии Матисса. В 1911 году она превратила собственную небольшую мастерскую в Русскую академию - скорее вольный клуб, чем место строгого обучения. А в 1915-м, когда началась Первая мировая война, поддержала бедных художников, открыв доступную столовую. За столами здесь встречалисьи и знаменитости, такие как Пикассо, и будущие герои Парижской школы - Модильяни, Кислинг, Фужита...

Выставка русской француженки Марии Васильевой
Макет мастерской и академии Марии Васильевой в Париже на улице дю Мэн, дом 21

Роль центра на Монпарнасе сохранилась за Васильевой и в 1920-е. На художественных выставках высоко ценили яркую и резковатую манеру её новых картин и коллажей. На празднествах её ждали как танцора, душу компании и даже как гадалку, эксцентричную и непредсказуемую. А многие модные гостиные, куда она вошла с лёгкой руки Поля Пуаре, украсили её знаменитые куклы, в которых встретились экзотика неевропейских культур и память о России. Среди этих кукол особенной популярностью пользовались гротескные объемные портреты её знаменитых друзей: Анри Матисса, Гийома Аполлинера, Пабло Пикассо и других.

Выставка русской француженки Марии Васильевой


Для изготовления кукол Васильева использовала разнообразные материалы: ткань, кожа, шелк, жемчуг, стекло, кружево, шерсть, пряжа, чулочная ткань, хлопок, картон и так далее.

Выставка русской француженки Марии Васильевой



Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Куклы: 1920-е. Ткань, кожа, шелк. Музей Монпарнаса, Париж


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. El Moulk. 1920-е. Смешанная техника. Галерея "Минотавр", Париж


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Декоративная лампа, 1920-е. Дерево. Собрание семьи, Париж

В экспозицию в Музее современного искусства вошли более 50 живописных​ и графических​ работ, многие из которых ранее никогда не демонстрировались в рамках публичных проектов.

Выставка русской француженки Марии Васильевой


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Без названия. 1930. Смешанная техника


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Портрет, 1945. Карандаш, бумага


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Пьер Васильев. 1956. Холст, масло


Выставка русской француженки Марии Васильевой


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Невеста из Кань-сюр-Мер. 1941. Холст, масло


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Портрет Марии Лауры Ноэйль. 1946. Дерево, масло


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Внуки художницы за рисованием. 1949. - Ребёнок с игрушками. 1920-е. Обе: Холст, масло


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Материнство, 1920-е. Дерево, гуашь


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Портрет Ивонн де Галль. Французская опера. 1925. Фанера, темпера


Выставка русской француженки Марии Васильевой


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Портрет. Кань-сюр-Мер. 1941. Холст, масло


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Дама, пьющая чай на морском берегу. 1940-е. Холст, масло


Выставка русской француженки Марии Васильевой


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Два поэта. 1928. Бумага на доске, смешанная техника


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Любитель искусства. 1927. Холст, масло


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Натюрморт с головой телёнка. 1940-е. Холст, масло. Мария Васильева. Постер к балету Жана Берлина. 1923. Дерево, масло


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Ваза с цветами, 1947. Холст на картоне, гуашь


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Жан Кокто. 1930. Коллаж, смешанная техника


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Эскиз тарелки с обнажённой девушкой. 1945. Картон, гуашь


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Натюрморт. 1940-е. Холст, масло


Выставка русской француженки Марии Васильевой


Выставка русской француженки Марии Васильевой


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Без названия, 1930-е. Металл, смешанная техника. Портрет, 1930-е. Карандаш, бумага


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Монстр. 1950-е. Дерево, масло


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Без названия. Смешанная техника, 1950


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Распятие Иисуса, 1950-е. Холст, масло


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Вторая слева - Мария Васильева. Голубая мадонна, 1930-е. Смешанная техника


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Синяя птица. 1950. Дерево, масло


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Черная дева с птицей, 1930-е. Смешанная техника


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Мария Васильева. Любовь, 1939. Смешанная техника


Выставка русской француженки Марии Васильевой
Louise Nelson. Marie Vasilieff

Краткая биография Марии Васильевой. За успехи на художественном поприще и для продолжения образования в Париже в 1905 году Мария Васильева получила стипендию вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. С этого времени, с небольшими перерывами, творческая и личная жизнь Марии Васильевой была связана с Парижем. Она была талантливой художницей, чье станковое творчество не раз отмечали на различных выставках, а занятие прикладным искусством позволило пережить самые сложные времена.  В 1909-1914 Мария Васильева много путешествовала по Западной Европе, Скандинавии, Румынии, Польше. В 1912-1913 познакомилась с Л.С. Поповой и Н.А. Удальцовой. В 1914 сопровождала полевой госпиталь французского "Красного Креста". В 1915-1916, несмотря на войну, посетила Россию, чтобы принять участие в выставке "0,10" в Петрограде (экспонировала шесть своих кубистических работ), а также в выставке "Магазин" в Москве (было представлено одиннадцать кубистических работ), организаторами которых выступили К.С. Малевич и В.Е. Татлин. В 1915-1917 превратила свою Академию в столовую, чтобы помогать друзьям в условиях военного времени.
В 1918 после заключения Брест-Литовского мирного договора, как гражданка России, была выслана из Парижа в Фонтенбло. В 1919 вернулась в разграбленную в её отсутствие мастерскую. По заказу П. Пуаре продолжила серию кукол-портретов. В 1920-1925 исполнила театральные костюмы и маски для Шведского балета Рольфа де Маре. В 1927 выполнила росписи в кафе-ресторане "La Coupole" на Монпарнасе. В 1929 работала в театре марионеток "Радуга" венгерского режиссера Гёзы Блатнера. В 1930 исполнила графическую серию "Кукольные портреты людей, которые заслуживают лучшего". Провела несколько персональных выставок, в том числе в магазине П. Пуаре "Martine" (1922), в своей мастерской (1924) и в галерее Zak (1928). Участвовала в групповых выставках русских художников в Париже в Café Parnasse (1921), "Танец в живописи" в Международном архиве танца (1934), галерее-магазине Soleil (1935), галерее Zak (1936), "Балерины, корифеи, акробаты" в зале на rue Vital, 6 (1937), а также в Лондоне (галерея Whitechapel, 1921). Работы Васильевой экспонировались на Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925, образцы стильной мебели с росписью и украшениями из дорогих материалов) и Всемирном конгрессе марионеток в Чикаго (1931). В 1937 работала для театра Луизы Лара "Искусство и действие", создала светящиеся костюмы для спектакля "Сонет гласных" (по мотивам поэзии А. Рембо), показанного на Международной выставке в Париже.  Создала панно для Монпарнасского вокзала. В 1938 художница поселилась на юге Франции, после Второй мировой войны (в 1945-м) вернулась в Париж. Художница была неотъемлемой частью большого творческого сообщества Парижа. Последние годы жизни она провела в доме для престарелых живописцев в Ножан-сюр-Марн. Скончалась 14 мая 1957 года, похоронена на местном кладбище в Nogent-sur-Marne. В 1998 году выставка "Мария Васильева в своих стенах" в помещении мастерской на 21 Allee du Maine открыла Musée du Montparnasse (работал до 2013 года). В 2016 году по этому же адресу начала работать резиденция для художников и исследовательский центр "Вилла Васильев" (Villa Vasilieff).

Источники информации: artinvestment.ru , www.buro247.ru

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все-таки заказал. Вот такой http://www.wiggle.ru/knog-blinder-road-4-led-rear-light/ ждать 11 дней. шел сегодня вечером и увидел, как одна дамочка раскатывает новый чернозем на газоне. Буксует. Это одна из тех, кто "понаехал" и очень возмутил местных жителей несчастного жулебино, ...
Хочется информации о частных начальных школах в Воне. Стоят они дофига, всё не можем понять за что берут последние деньги? у кого есть информация про Royal Crest Academy, PACE, Монтессори? школа возле нас рейтингами не блещет. но и денег лишних нет. ...
У троллей новая мода. Они начинают коммент с обращения: "Андрей Викторович..." Рука не поднимается банить, хотя дальше все у них по инструкции. Чисто по инерции начинаю подробно объяснять свою позицию, и только после третьего-четвертого комментария понимаю, кто передо мной. Жаль ...
Сегодня мы забыли ключи. Варя забыла их где-то на столе. Вышли, дверь захлопнули. - Ты ключ взяла? - привычно спросила я. Мы долго звонили в нашу квартиру. Сосед грек минут через пять все-таки вышел, спросил кто, мог бы и в глазок посмотреть, и не слушая Варварины извинения открыл таки ...
Кажется, подтверждается одна из величайших тайн современности - о наличие в американской пустыне Невада секретной Зоны 51, где якобы проводились эксперименты с потерпевшей крушение в начале пятидесятых годов  прошлого века "летающей тарелкой" и её  героически погибшем при исполнении ...