В ремеслухе живи, да тужи...


Наверное, многие, особенно — люди старшего поколения, помнят эти строки из знаменитой, хотя и запрещенной в советские времена песни Высоцкого "Баллада о детстве". А родились они благодаря событию, произошедшему ровно 85 лет назад, 2 октября 1940 года. В этот день был введен в действие указ Президиума Верховного Совета СССР "О государственных трудовых резервах".
Он давал право Совнаркому каждый год принудительно направлять миллион подростков в возрасте 14-15 лет в так называемые школы ФЗО (фабрично-заводского обучения) и в ремесленные училища (народное прозвище — "ремеслухи"), в которых готовили рабочих промышленных, строительных и транспортных специальностей.
Ученики этих училищ считались мобилизованными, жили в казармах и в обязательном порядке носили униформу. Побег из "ремеслухи" считался серьезным правонарушением. Беглецов после поимки под конвоем привозили обратно, а в случае повторного бегства — отправляли на год в детскую трудовую колонию.
После окончания учебы выпускники были обязаны отработать не менее четырех лет на госпредприятиях, а потом — подлежали призыву в армию еще на два года (в НКВД — на три, а в ВМФ — на четыре). И только после этого молодой человек теоретически получал право распоряжаться своей жизнью. Но только теоретически, поскольку "ремеслухи" не давали полноценного среднего образования, позволявшего сдать вступительные экзамены в ВУЗ. Да и то, что давали, человек за последующие 6-8 лет, как правило, успешно забывал.
В общем, указ от 02.10.40 фактически распространил государственное крепостное право на подростков. Как известно, первыми в "самой свободной стране мира" были закрепощены колхозные крестьяне, потом — рабочие и служащие, которым указ от 26 июня 1940 года запретил самовольно менять место работы, а вскоре настала очередь молодежи.
Но, разумеется, указ "О трудовых резервах" не распространялся на детишек партийной и хозяйственной "элиты", которых никто принудительно в "ремеслухи" не загонял. Им была открыта прямая дорога в высшие учебные заведения, которые, кстати, с 26 октября того же года были сделаны платными. Обучение в них стоило от 300 до 500 рублей в год, впрочем, для коммунистических чиновников, в отличие от простых рабочих, а тем более — крестьян, это были совсем необременительные деньги.
Нынешние сталинофилы оправдывают все это военной угрозой, забывая о том, что указы о закрепощении молодежи и платном образовании действовали еще долго после войны, а отменили их только в середине 1950-х, после смерти любимого вождя и учителя.
На заставке — плакаты, зазывающие подростков в "трудовые резервы". Обратите внимание, что на правом плакате в числе благ, которыми государство щедро осыпало учеников школ ФЗО, ни слова не говорится о стипендии, которой в этих учебных заведениях попросту не было. Ведь, деньги, как известно, портят человека.

Образцы повседневной, рабочей (халат) и парадной униформы учеников ремесленных училищ. Справа — повседневная и парадная форма для девочек.

Образцы шифровок на фзошных петлицах.

Групповой снимок педагогов и учеников одного из классов Ростовского ремесленного училища. Ученики — в зимних шинелях.

Группа учеников одной из куйбышевских школ ФЗО, снимок 1949 года.

Комиссар строительного ремесленного училища проводит с учениками политинформацию на месте производственной практики.
|
</> |