рейтинг блогов

Горбатый украинец

топ 100 блогов vikond6501.10.2025 Горбатый украинец

Ровно 65 лет назад, 1 октября 1960 года, из сборочного цеха Запорожского автозавода выкатился первый экземпляр микролитражного автомобиля ЗАЗ-965, он же "Запорожец", "жужик", "горбатый", "запор", "малыш" и почему-то "еврейский танк". Слышал я и такое прозвище, правда, не знаю, на чем оно основано.

Появление этой весьма убогой даже по тогдашним советским меркам машинки с устаревшим дизайном и унылой мордочкой было воплощением второй провальной попытки большевицкого руководства наполнить страну массовыми, дешевыми и общедоступными "народными автомобилями". Однако, несмотря на всю свою примитивность, "запор" получился далеко не массовым и отнюдь не дешевым.

Продажная цена машины составляла 18 тысяч рублей ("старыми", а после деноминации 1961 года — 1800), при том, что первый "автомобиль для народа" — "Москвич-401", который к 1960 году был уже снят с производства, стоил ровно вдвое дешевле, а за 25 тысяч можно было купить гораздо более качественный, комфортабельный и престижный "Москвич-407" с вдвое более мощным мотором.

К тому, же, довольно чахлый Запорожский автозавод так и не смог обеспечить по-настоящему массового выпуска. За 9 лет серийного производства было сделано всего 320 тысяч "малышей", что для 220-миллионной страны — капля в море. Округленно — одна штука на 700 человек. Называть это "народным автомобилем" можно лишь в насмешку.

Цена машины в начале 1960-х годов примерно соответствовала 20 среднемесячным зарплатам, что для большинства советских граждан было совсем не мало. При этом сразу возникло противоречие: у бедных слоев населения на "Запорожец" не было денег, а обеспеченные и высокооплачиваемые люди его не покупали, поскольку он их не устраивал по своим потребительским качествам и в соответствующих кругах считался символом убожества и нищебродства.

Тем более, что эксплуатация этой машны была весьма "романтичным" занятием. Несмотря на малую мощность, двигатель был довольно шумным и ненадежным. В жару часто он часто перегревался и термостат (если он работал исправно) его отключал. Приводные ремни вентилятора быстро изнашивались и рвались, а зимой дополнительное удовольствие доставлял вонючий и пожароопасный бензиновый обогреватель салона. Впрочем, в холодное время года на "запорах" мало кто ездил, обычно они зимовали в гаражах или ржавели под окнами.

Поэтому, несмотря на относительно небольшие объемы выпуска, "горбатый" не был дефицитом и продавался свободно, без очередей и предварительной записи, но спросом не пользовался. Кстати, в народе ходили слухи, что цена автомобиля — 18 тысяч — была установлена, исходя из того, что она точно соответствовала цене тысячи поллитровых бутылок дешевой водки, которые продавались по 18 дореформенных рублей. Надо ли говорить, что абсолютное большинство потенциальных покупателей предпочитало ездить на трамвае и хлестать водку, а не копить годами на "запор".

Третья и последняя провальная попытка провести в СССР всеобщую автомобилизацию началась ровно через 10 лет на новом техническом уровне, но это уже совсем другая история. А на заставке — один из первых экземпляров ЗАЗ-965. Отличительная особенность этих машин — эмблема в виде звезды на крышке багажника и подфарники (точнее, "надфарники"), установленные сверху, на крыльях. Кстати, крылья у "Запорожца" были несъемные, сделанные зацело с кузовом.

Горбатый украинец 01.jpg
Компоновочная схема "Жопорожца" из журнала "За рулем".

Горбатый украинец
Один из поздних экземпляров машины, доживший до наших дней. Эмблема приобрела форму пятиугольника, а подфарники переехали на более привычное место.

Горбатый украинец f621bdc7d3e3ed1176fcc061443de07b.jpg
Суровый аскетизм приборной панели.

Горбатый украинец trJacoV134jXJFIyVTiV6N4bYOY-960.jpg
Апофеоз утилитарности и примитивизма: в качестве бачка омывателя лобового стекла в ЗАЗ-965 изначально применялась ... резиновая медицинская грелка!

Горбатый украинец Моторный отсек "Запорожца" какого-то фаната старинных автомобилей, который ухаживает за ним как за любимой женщиной.

Горбатый украинец
Опять поломался...
Фото Давида Дубницкого.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
1983 год. ...
О том, что завтра на работу, напоминаю работой Николая Ильича Гришина с нерабочим названием называется «Забастовка на Московско - Казанской Железной дороге». То-то я проснулся так рано. Художник известен прежде всего иллюстрацией научной фантастики, и любой, типо меня, читавший ранние ...
Я писала это год назад, а сейчас перечитала и поняла, что лучше мне уже не сказать. Так что, Дед Мороз, перечитай, пожалуйста, и ты) Ну, здравствуй, новогодний хозяин страны! Не обидно, что вспоминают о тебе лишь короткий промежуток времени на границе двух лет? Как ты там, в своих ...
Не, я не сошла с ума. Это задание из детской книги " МОЕ ТЕЛО ": Это игра в книге, нужны фишки и кубик. Выиграл - покакал или, простите, пописал. Там ...
...