Рождение призрака
vikond65 — 29.09.2025

Ровно 35 лет тому назад, 29 сентября 1990 года, в США впервые поднялся в воздух опытно-экспериментальный самолет Локхид YF-22 — прототип первого в мире "невидимого" сверхзвукового самолета воздушного боя, сделанного по технолгии "Стелс", — F-22 "Рэптор". Надо признать, что на тот момент эта машина представляла собой вершину развития боевой авиации, а ни в одной другой стране, включая СССР, ничего подобного не было даже в проекте.
Правда, доработка проекта очень сильно затянулась, а "Рэптор" был принят на вооружение и запущен в серию только в 2005 году. Но и тогда машин аналогичного класса еще не имел никто. Однако при многих достоинствах у самолета есть и существенный недостаток — огромная цена. Себестоимость производства серийного экземпляра составляла 146 миллионов долларов, а с учетом всех косвенных затрат и прибыли производителя конечная цена одного изделия достигала 350 миллионов!
Такие расходы показались чрезмерными даже для богатой Америки, поэтому первоначальный заказ на 750 штук был сперва сокращен до 380, а потом и вовсе отменен. В 2011 году, после постройки 187 серийных экземпляров, выпуск "Рэптора" прекратился, а вместо него в следующем году запустили в серию гораздо более простой и дешевый однодвигательный F-35 "Лайтнинг-II", обходящийся американским налогоплательщкам в 82-102 миллиона долларов в зависимости от модификации и комплектации. И этих "Лайтнингов", которые широко продаются на экспорт, наклепали уже 1230 штук, причем выпуск продолжается. Впрочем, это уже другая история.
А F-22, пока еще, остаются на вооружении ВВС США, хотя, эта машина — очень дорогая и трудоемкая не только в производстве, но и в эксплуатации. Себестоимость одного летного часа "Рэптора" составляет 44 более тысяч долларов, а нормативное время техобслуживания — 30 человеко-часов на каждый час полета.
В 2018-2019 годах "Рэпторы" ограниченно применялись для ударов по наземным объектам "бармалеев" в Сирии и Афганистане, хотя, смысл применения для этих целей столь дорогих и сложных машин представляется сомнительным. Скорее, это был просто демонстративный жест. За время службы с 2005 по 2022 год (более свежих данных я не нашел) в авариях и катастрофах разбились или получили серьезные повреждения 32 "Раптора" (летные происшествия класса "А"), при этом погибло, как минимум, трое пилотов.
На заставке — YF-22 в полете над пустыней Мохаве.

Оба прототипа YF-22 во время испытаний на авиабазе "Эдвардс".

Упрощенная схема YF-22.
|
|
</> |
Меню для новогоднего корпоратива: как угодить всем сотрудникам
Выставка "Сады земные" в галерее ARTBOX ЭТАЛОН
Эту кошку я могу назвать своим другом. Я с ней подружилась
21 октября ● "Всемирный день яблок", "День разноцветных зонтов" и не только...
Последний марш Герда Тримборна
Приказ Ставки Верховного Главного Командования № 0428
Скончалась королева Сирикит.
Как выбрать стиральную машину по классу отжима и энергопотребления
Подвиги Геракла. Десятый подвиг. Коровы (волы) Гериона.

