 
            
    Александр Дейнека. Гимн жизни
 tatianayelkina — 28.09.2025
                                                
                        
                        
Искала куда бы сходить. Много интересного. Предлагали на «Русские
дикие» в Музее русского импрессионизма - был лишний билет. Не
пошла, сейчас я остро нуждаюсь в светлом и позитивном, поэтому –
Дейнека в Новой Третьяковке на Кадашевской набережной.
 tatianayelkina — 28.09.2025
                                                
                        
                        
Искала куда бы сходить. Много интересного. Предлагали на «Русские
дикие» в Музее русского импрессионизма - был лишний билет. Не
пошла, сейчас я остро нуждаюсь в светлом и позитивном, поэтому –
Дейнека в Новой Третьяковке на Кадашевской набережной.Выставке дали очень точное название «Александр Дейнека. Гимн жизни». Воистину, он, гимн, и есть. Соцреализм, не соцреализм, развалился прежний мир, или не развалился, а свет в тумбочку не уберешь. Художник-новатор, он сам любил делиться историей с его выставки: иностранец-посетитель, увидев «Портрет мальчика», стал улыбаться. Спросив у мужчины причину, тот не смог ответить полно, но просто сказал: «Светло». Все, кто говорит о Дейнеке и пытается разобраться, чем же притягательно его творчество, пишут о технике, духе, проблематике и т.д. А я бы сказала двумя словами: свет и энергия.
Помнится, впервые я увидела репродукцию его картины в школьном учебнике. Если не ошибаюсь, была вот эта картина:

DSC02494.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Будущие летчики. 1938 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
И с той поры навсегда в голове остался образ художника связанный вот с этим первым впечатлением - романтика, свет, надежды, взгляд в будущее.
В каком возрасте я засмотрелась на плафоны станции метро Маяковская? Эту дату я не отметила календаре. Мы все просто жили в той атмосфере.
Тем, кто вырос в СССР, живописные полотна художника хорошо знакомы. Спорт (образы физкультурниц, баскетболисток, футболистов) и авиация (всевозможные изображения самолетов и мальчишек, за ними наблюдающих) — главные темы Дейнеки.
Его принято считать приверженцем соцреализма, но он же был и авангардистом. Слышны в работах нотки символизма, даже кубизма.

Плафон метро Маяковская. Фото из интернета
Александр Дейнека (1899 – 1969) родом из Курска. Сегодня самое большое наследие (1500 работ, из них свыше 1000 графических листов) именно в Курске — городе, где Дейнека родился, провел детство и о котором никогда не забывал.

DSC02459.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC02460.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC02463.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
В 1920 году молодой художник поступил на полиграфическое отделение столичных Высших художественно-технических мастерских - Вхутемас.
В мастерских в то время пестрый состав преподавателей - от Коровина (классической живописной школы) до Владимира Татлина, пожалуй, самого левого экспериментатора в искусстве.
В 21 год Дейнека увлекался и кубизмом, и символизмом, и футуризмом, но выбирает мастерскую Владимира Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста.
Любил спорт, и сам занимался, и много внимания уделял ему в своем творчестве. Во Вхутемасе художник занимался в секции бокса у знаменитого тренера Александр Гетье. У бывшего тренера художника один из преподавателей спросил, помнит ли тот такого ученика. Гетье ответил: «Как же! Это тот, который художник! Очень хорошо помню! Он хорошо шел, но его сбила эта, как ее, живопись».

DSC02465.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Лыжники. 1950 год. Мрамор, флорентийская мозаика. Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки

DSC02467.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Лыжники. 1931 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
С 1928 года произведения Александра Дейнеки регулярно экспонировались на Венецианской биеннале, одной из самых важных международных выставок изобразительного искусства. Работы художника пользовались большим успехом у иностранной публики.
С декабря 1934 года по начало марта 1935 года проходила передвижная выставка «Искусство Советской России» по городам США, на которой «Вратарь» Дейнеки и другие работы получили положительные отзывы критиков. Помимо участия в выставке, художник был официальным представителем выставки. В 1934 году, когда Анри Матиссу показывали репродукции советских художников, пользовавшихся тогда популярностью, он выделил Дейнеку как «наиболее одаренного из всех и наиболее ушедшего вперед в своем художественном развитии».

DSC02472.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC02501.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC02469.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Физкультурники. 1934 год. Эскиз фрески для кинотеатра в ЦПКиО
Кросс красноармейцев. 1937 год. Эскиз плафона для Центрального театра Красной Армии в Москве
Переход лыжниц-буряток от Улан-Удэ до Москвы. 1939 год. Эскиз плафона «Дальний Восток» на сельхоз выставке

DSC02500.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC02498.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Пионер 1934 год. Холст, масло. Дар художника Курской картинной галерее
После командировки в США Дейнека посетил Францию и Италию. В ходе заграничных поездок художник создал множество зарисовок, некоторые из них легли в основу живописных произведений.
В Америке художник пользовался популярностью и любовью у публики — он проводил выставки и продавал картины. Америка и сама полюбилась Дейнеке за свое стремление вперёд и шаг в ногу со временем. Рим и Париж были завсегдатаями зарубежных полотен Дейнеки, хотя европейские столицы ему нравились меньше — много прошлого, мало будущего.

DSC02478.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Эстрадный танец. США. Бурлеск. 1935 год. Бумага, акварель. Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки
В годы войны Дейнека также преподавал в МГХИ (Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова) и выполнял плакаты для «Окон ТАСС». Его фронтовые рисунки и живописные произведения экспонировались на выставке «Московские художники в дни Великой Отечественной войны» в 1942 году, а также в Третьяковской галерее в 1943 году.

DSC02492.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Картины «Оборона Севастополя» на выствке не было, но, я думаю, ее знают все:

Фото из интернета
«В оккупации» — удивительное, может, даже странное полотно, которое и групповым портретом-то не назовешь, даром что это сплошь — лица, лица. В ужасе, ненависти, страхе. И все-таки смотрящие вперед. Туда, где надежда.

DSC02490.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
В окупации. 1944 год. Холст, масло. Дар художника Курской картинной галерее
После победы над Германией в начале июня 1945 года Александра Дейнеку командировали в Берлин. В поездке художник создал серию акварелей «Берлин. 1945» и множество рисунков, запечатлевших берлинские развалины и опустевший город. Чтобы к художникам в гражданской одежде было меньше вопросов, им выдали военную форму и присвоили воинские звания. Так, на фотографиях из семейного архива полковник Дейнека запечатлен у стен Рейхстага и в саду в форме.

DSC02485.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC02480.JPG © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Портрет архитектора Тамары Милёшиной. 1948-1949, 1957 г. Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки

DSC02482.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Обожал он изображать тело. Красивое, сильное — мужское. Или мягкое, «расплывчатое», не лишенное меж тем очарования, — женское. Делал это Дейнека мастерски, порой приглашая для позирования совершенно неизвестных моделей, которые привлекли его внимание.
Дейнеку не слишком занимает телесная красота в классическом, античном понимании. Такое тело бесполезно, Дейнеке же важна функциональность.

DSC02461.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Купальщица. 1915 год. Бумага тонированная, гуашь, белила. Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки

DSC02487.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Автопрортрет. 1948 год. Холст, масло. Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки
Говорят, в этом автопортрете Дейнека себя приукрасил, все же уже был не молод.

DSC02475.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
В Севастополе. 1953 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.
Совершенно хрестоматийный «Портрет матери и сестры» интересен, если знать историю: платье сестре Дейнека привез из Франции, но в реальной жизни, по воспоминаниям художника, оно сидело гораздо хуже. Пришлось фантазировать на холсте — сестра довольна, а прошлое романтизировано.

DSC02473.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Мать и сестра. 1954 год. Холст, масло. Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки
Творчество Дейнеки, при всем восторге настоящим, всегда было устремлено в будущее. Дейнека - художник, соавтором которого всегда была эпоха, время в котором он жил и творил.

DSC02483.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
На просторах подмосковных строек. 1949 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

DSC02496.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
Голова парашютиста. 1957 год. Мрамор, смальта, мозаика. Курская картинная галерея им. А.А.Дейнеки
К сожалению, жизнь самого художника скорее коллекция вопросов, даже шарад. Разобраться в них теперь уже некому.
Мемуары художник оставил. Но и там он был «застегнут на все пуговицы» — писал ровно то, что требовало или позволяло время.

DSC02502.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU

DSC02489.jpg © tatianayelkina.iMGSRC.RU
*При написании использованы материалы:
https://artdoart.com/news/dejneka-aleksandr-aleksandrovic-2?ysclid=mg2e11is6z265738460
https://theblueprint.ru/culture/art/aleksandr-deyneka?ysclid=mg2fchlgl7596633574
https://lavrus.tretyakov.ru/publications/10-faktov-ob-aleksandre-deyneke/?ysclid=mg2cfp7j4g28447698
https://aif.ru/culture/freeway/obozhal-izobrazhat-telo-v-tretyakovke-pokazyvayut-neizvestnogo-deyneku?ysclid=mg2d39i3oq545504776
https://umagazine.ru/culture/deyneka-eto-tema-i-ne-odna/?ysclid=mg2djvnn3n570956646
|  | </> | 
 
                                        
                                                                         
             Сколько стоит билет на автобус в Иркутске? Цены, маршруты и лайфхаки для пассажиров
                    Сколько стоит билет на автобус в Иркутске? Цены, маршруты и лайфхаки для пассажиров                 Когда тоска и на душе тревога...
                    Когда тоска и на душе тревога...                 Как рыбаки без смартфонов хвастались уловом?
                    Как рыбаки без смартфонов хвастались уловом?                 Какая прелесть!
                    Какая прелесть!                 СААРЕМАА-СОРИНКА в море. Этимология.
                    СААРЕМАА-СОРИНКА в море. Этимология.                 Царь России
                    Царь России                 Корейский клён
                    Корейский клён                 Правила хорошего воспитания против роста числа самоубийств
                    Правила хорошего воспитания против роста числа самоубийств                 Тельмана
                    Тельмана                 
             
             
            
