в продолжение вчерашнего


Поскольку карточки эти на 90% печатались именно кондитерскими лавками, то мода перекинулась на шоколадные обёртки, а затем и на нищие конфетные фантики.
В моём поколении этим занимались только в самых младших классах – и только самые альтернативно одарённые детки. Собственно, исходная культурная активность (когда карточки собирали за красоту и за познавательность, потому что были и научно-популярные серии на самые разные темы) уже полностью выродилась, и конфетный мусор собирали уже чисто ради количества, сохраняя, впрочем, «старшинство карт»: фантики от дорогих конфет ценились выше, чем от дунькиной какой-нибудь радости. Но известные сорта были все наперечёт, без сюрпризов, и было их очень немного. Показательно, что хранили их не в альбомах (как то было первоначально с рекламными карточками), и даже не в развёрнутом виде – нет, их складывали втрое вдоль и загибали концы один в другой, как аптечные упаковки порошков. И затем этими пакетиками – играли. В фантики играть это называлось (а я школьницей, у Толстого или там Достоевского впервые встретив упоминание об игре в фанты, удивлялась, как могли эти старорежимные баре, да ещё и взрослые, заниматься такой убогой хренью?). Игра состояла в хлопанье ладонью по выставленным на кон своим и чужим фантикам – они на мгновение приставали к ладони и подпрыгивали, если при этом переворачивались – то считались выигранными, переходили в собственность удачливого хлопальщика. Были мастера этой игры, всё свободное время отбивавшие ладони о школьные подоконники. Но как долго держалась эта мода, я не знаю, если у кого-то есть данные по 80-м годам и далее, играли ли? в каком возрасте? какие были правила? – вэлкам в каменты.
А я вам за это коммерческих карточек из моего собрания.
Первая была из парижского прославленного универмага Ла Самаритэн, эти из Дижона, из обувной лавки,

вот оборотная их сторона -
лавка занимала два дома по улице Боссюэ, и весь ихний товар был "абсолютно гарантированным, вследствие чего башмак, имеющий какой-то порокъ, будет починен даром и даже заменён, в некоторых случаях".

Кысо с человеческим лицом.

Эта мне напомнила почему-то "Жабу" Виктора Гюго - не исключено, что она и была источником вдохновения, во всяком случае, художник просто не мог не знать этого стихотворенья.

Демографическая пропаганда. Пропорции детей разных возрастов заслуживают самого горячего одобрения от богословов иконы, как, впрочем, и строгая каноничность (исполнение по определённым правилам) черт лица.

А вы разве не так стираете бельё?

А это мы, художники.
На пленэре.
Ноги у мольберта просто выдающиеся, Флоренский бы полакомился.

А эти из Камбрэ, торговля «Туземным Цикорием»,
сюжет серии узнали все, да?




А это опять Дижон, только более древние, 80-е.
Бельевая лавка «На вогезских фабриках», приданые и пелёнки,
Кстати, нижняя строка сообщает нам о хромолитографической издательской ассоциации Париж-Лондон-Вена. Это очень правильная ассоциация, я считаю.

Детские игры. Болезнь куклы.

В той же гостиной - театр Гиньоль.

Снова чудесные игры перспективы, коврик, колени девочки - прелесть.

А это та же бельевая лавка, но другая серия,
надо полагать, времена года, у меня образовались Лето, Осень и Зима.
Весны нет, и это большая потеря, иконки несказанно хороши, безупречно каноничны.



...Шоколадных у меня тоже есть, но не сегодня (пятница и пост).
|
</> |