В музей по QR-коду

Поскольку во многие общественные места вход уже возможен независимо от иммунологического статуса посетителя, идея сходить в музей показалась мне своевременной. Тем более что съездить в музей космонавтики я планировала давно, но из-за пандемии планы были отложены на полтора года.
И вот я на месте.

Забегая вперед, скажу: посещение произвело на меня такое впечатление, что, возможно, я посвящу ему не один пост.
Сегодня – об экспозиции. Если оценивать ее по десятибалльной шкале, то она соответствует десяти баллам.
Постараюсь рассказать так, чтобы граждане без кодов, временно отстраненные от культуры, могли ощутить причастность к происходящим в ней событиям.
Первое, что обращает на себя внимание – огромные размеры музея.

Все знают, что в основании стелы «Покорителям космоса» расположен специализированный музей, но только те, кто его посетили, представляют, какой он масштабный.

Сама стела устремлена вверх, и с улицы ее основание не выглядит таким вместительным.
Сколько здесь залов, я не считала, но их столько, что можно получить полное представление о космонавтике – вполне достаточное, чтобы обыватели чувствовали себя знатоками.
Например, отдельный зал посвящен тем, кто стоял у истоков космонавтики еще в 1930-е годы – группе изучения реактивного движения. Сколько энергии и человеческих драм сопровождало эти работы!
Все начиналось вот с таких штуковин.

Поскольку я очень люблю макеты, сфотографировала террасу Циолковского и кабинет Королева.


Есть модели, воссоздающие рабочие моменты: космонавты над состыковавшимися космическими кораблями Союз-4 и Союз-5 в январе 1969-го года. Видно, как они переходят из одного Союза в другой, держась за поручень. Тогда другого пути не было.

В некоторые экспонаты можно либо заглянуть, либо зайти (и почувствовать себя космонавтом).

Любезная дежурная пригласила меня внутрь космического корабля. Вообще сотрудники музея исключительно дружелюбны и учтивы.

Внутри оказалось мило, но тесновато. Направо – бытовой отсек…

…налево – пульт управления станцией. В этом пространстве космонавты и жили, и работали, и спали, и ходили в туалет, и мечтали о возвращении на Землю.

Второе, что кажется мне очень ценным – количество подлинных экспонатов, которые раскрывают историю космонавтики от первых до последних дней.
Одно перечисление займет несколько страниц, а осмотр – наверно, целый день. Во всяком случае, я провела в музее два с половиной часа, за которые успела лишь поверхностно познакомиться с экспозицией.
Большая экспозиция посвящена этапу освоения космического пространства, предшествовавшему полету Юрия Гагарина.
Это самые, что ни на есть, настоящие Белка и Стрелка. Поскольку им выпала удача вернуться из космического полёта живыми, то после него их поселили в московском зоопарке, а после естественной смерти – в музей

Спускаемый аппарат «Восток», на котором Юрий Гагарин совершил свой легендарный полет 12 апреля 1961 года. Представляете, как ему было неуютно в этом плотно закупоренном шарике, верхушка которого была начинена ракетным топливом? Он знал, что только два из пяти тренировочных (беспилотных) полетов закончились благополучно.

Кстати, в витрине выставлена открытка, которую я упоминала в своем посте.

С эстетической точки зрения все эти межпланетные станции и спутники выглядят не только безупречно, но и модно. Не уверена, что все это подлинники, побывавшие в космосе, ведь спутники изготавливались не в одном экземпляре и часто сгорали в атмосфере.

ИЛ-76, в котором космонавты приучаются к невесомости. Самолет набирает высоту, а потом несколько минут находится в свободном падении (ради невесомости). Конечно, после этого он вновь набирает высоту, но я бы не хотела оказаться на месте пассажиров…

Вообще, космос – это совсем не удовольствие. Вреду, который невесомость наносит здоровью, посвящен отдельный стенд, на котором упомянуты и расстройства вестибулярного аппарата, уменьшение объема циркулирующей крови, и атрофия мышц, и потеря кальция, и снижение устойчивости к ударным перегрузкам.
Для того, чтобы выдержать все эти нагрузки, надо обладать богатырской выносливостью, и к тому же быть очень гибким. Попробуйте залезть в скафандр, предназначенный для выхода в открытый космос.

Вершиной макетного творчества мне представляется композиция, инсценирующая самый долгожданный момент полета – приземление спускаемого космического корабля «Союз ТМ-7».

Что ценно: в музее представлена не только отечественная часть истории, но и мировой опыт. Только в других странах космонавтов называют астронавтами, и это легкое противопоставление напоминает пару «разведчик – шпион». Поскольку я не ставила цели создать исчерпывающий каталог, из заграничных достижений сняла только американскую ракету-носитель Сатурн-5. Она мне понравилась внешне.

Самое интересное – бытовая часть.
Вещи могут рассказать о своем владельцев то, о чем молчат мемуары.
Вот, например, кожаный плащ и шляпа Королева.

А вот космическая еда.

Не в качестве рекламы в витрине представлена жевательная резинка «Орбит», и в музее космонавтики ее название приобретает новый смысл, становясь намеком на «орбиту».
Кстати, тоже подлинник.

В моем советском детстве космонавты представлялись героями. Они не были кумирами для девочек, но каждый полет становился событием, за которым советские граждане следили так, будто на орбиту отправлялся их близкий друг или родственник.
Из памяти стерлись фамилии, но когда я увидела портреты, я моментально вспомнила космонавтов, и то, как мы с бабушкой внимательно следили за трансляцией старта и восторженно кричали: «Полетели! Полетели!».

Насмотревшись «бондианы», в некоторых экспонатах мне мерещились декорации к фильмам.
Думаю, эти и возникли неслучайно, поскольку в моих любимых сериях 1960-70-х годов тема астронавтики эксплуатировалась постоянно.
Глядя на этот пульт управления полетами, я «вижу» врагов Бонда.

Правда, теперь я точно знаю, что не хочу быть космонавтом.
В советские годы мечтать о космонавтике (и околокосмонавтике) было нормальным и естественным, а не мечтать – странным. Для мальчика 1960-х не хотеть стать космонавтом или тем, кто так или иначе помогает освоению космоса – все равно что предать идеалы светлого будущего.
Но посмотрите, в какой тесноте приходится работать!

И этот модуль, в котором космонавты отправляются в полет и возвращаются из него, явно не подойдет для клаустрофобов. Три человека – три ложемента (так называются кресла, которые изготавливают под конкретного астронавта).

Второй момент, разбивающий мечту о полете в космос – экипировка. Не каждый способен носить на себе такие тяжести, да еще залезть в них в шлюзовой отсек и выйти в открытый космос.

Одним словом, рекомендую не откладывать посещение – неизвестно, когда в него хлынут потоки антипрививочников.
Мне музей очень понравился! Достойно, современно, познавательно.
|
</> |