Тупичок воркизма (культа "работы" с демонизацией "безделья"): что считать
alex_rozoff — 23.08.2022 Хорошо устроились авторы популярного жанра "псевдо-средневековое фэнтези": в их мирах разделение труда тривиально, и даже альтернативно-одаренный читатель сходу понимает, чем общественно-полезным заняты: крестьянин, ремесленник, торговец, воин, феодал, волшебник, трактирщик, проститука, трубадур и т.д..В реальном мире все сложнее, особенно - после 2-й Индустриальной революции.
По мере развития материальных технологий, все меньше и меньше работников стало требоваться для создания всеобщего потребительского благополучия. Собственно, именно в этом социальный смысл технологий: уменьшение потребности в живом труде. К концу XX века при 40-часовой рабочей неделе требовалась работа лишь примерно 40% трудоспособных жителей. В XXI веке сфере труда и распределения подвержена, вообще говоря, лишь двум проблемам:
I - Паразитное неравенство из-за финансового перераспределения прибавочного продукта (богатство 1% людей превысило состояние остальных 99% жителей Земли, причем этот 1% не работает).
II - Бессмысленные работы (bullshit job) охватывающие более половины занятости (причем сами занятые понимают, что их работа совершенно лишена смысла, и могут запросто доказать это, если им задается такой вопрос).
...Тем не менее, значительная доля индивидов даже в современном мире
Об этом шла речь в теме Трудовой фундаментализм: деструктивный квази-религиозный культ, заражающий стреотипами*.
Культовая убежденность в том, что человек создан для работы как курица для яйценоскости, совершенно затмевает доводы экономики и простого здравого смысла.
...Чтобы разобратьсяя с этим, я стал задавать естественный вопрос:
Что такое работа и что такое безделье?
Ответы изумили полной беспомощностью - индивиды явно не задумывались над этим никогда, как жертвы тоталитарных сект не задумываются о смысле слов в догматах.
Ответы разделились примерно на три группы (дословно можно ознакомиться по ссылке*):
1) Работа, это то, что оплачивается (вариант: Работа, это то, что востребовано обществом.)
...Каждый вечер я хожу мимо автобусной остановки, где сидят бомжи. Они не работают, и обеспечивают свой закусочно-пивной рацион за счет спонтанного подояния прохожих. Иначе говоря, их бомжевание оплачивается и востребована обществом (прохожие могли бы создать фонд "Бомжетруд" и регуляризовать эти оплаты, кстати - создав еще два рабочих места: директора и бухгалтера фонда).
...С другой стороны, такие люди, как Генри Кавендиш, Роберт Бойль, Жан Лерон д'Аламбер, и Рене Декарт - без вклада которых немыслима современная физика, занимались наукой на собственные средства. Николя Леонар Сади Карно - создатель основ теории тепловых машин, занимался этим в свободное время, и даже ни разу не публиковал работы по термодинамике (они были опубликованы наследником уже после его смерти). Аналогичная история - с изобретениями Леонардо да Винчи.
...Или вот: Поль Гоген, который всю жизнь был невостребованным художником, прожил в бедности, умер в нищете, и оказался востребован после смерти. Теперь его кортины оцениваютсяя в ссотни миллионов долларов (это не опечатка, картина "Quand te maries-tu?" 1892 года из таитянской серии была продана в 20115 ггоду за 300.000.000 долларов). Так что (по логике воркистов) Гоген был хроническим бездельником при жизни, но стал успешным работником после смерти.
2) Работа, это то, что человек делает не в своих интересах.
...Это определение-шедевр, отылающее нас к библейскому проклятью и мифу об изгнании первых людей из Эдема. Об этом гооврил Дэвид Грэбер:
"Правящий класс не нуждается в довольном жизнью, развивающемся населении, располагающем свободным временем. Оно представляет собой потенциальную угрозу. Вместо этого надо внушить людям, что они должны постоянно быть заняты неважно чем, и тех, кто не склонен подчиняться рабочей дисциплине, пусть и на бессмысленной работе, ждет общественное осуждение. Любая работа объявлена моральной ценностью и самоцелью. Но это лукавство, считает Гербер.
Никчемная работа — это настоящий ад. Он предлагает представить, как на работу наняли высококлассных столяров, а впоследствии выяснилось, что большую часть времени они должны жарить рыбу. Рыбы на всех не хватает, кто-то занят своим прямым делом — изготовлением шкафов. Это вызывает зависть и негодование тех, кто жарит. В результате вся мастерская завалена грудами бесполезной, плохо приготовленной и невкусной рыбы — такова нравственная динамика нашей экономики."**
3) Работа, это то, что приносит пользу обществу.
...Превосходное определение.
В нем не хватает лишь одного: критерия или алгоритма определения и измерения пользы.
Какую пользу например приносят обществу прототипы главных героев фильма "Волк с Уолл стрит" или прототипыы главных антигероев фильма "Нападение на Уолл стрит"?
А эти прототипы есть - поскольку обе истории взяты из жизни финансового мира, и относятся к социальному слою людей, деятельность которыхз приносит им огромные доходы (а обществу - еще более огромные убытки).
...
Вот так и распознается тоталитарное сектанство - по непониманию сектантом тех слов, которые сам сектант использует, рассказывая о своей вере.
...Такие дела...
---------------------
*) Ветки обсуждения вопроса в теме Трудовой фундаментализм: деструктивный квази-религиозный культ, заражающий стреотипами
https://alex-rozoff.livejournal.com/590111.html?thread=165543711#t165543711
https://alex-rozoff.livejournal.com/590111.html?thread=166384927#t166403359
**) Почему так много людей ненавидит свою работу и что с этим можно сделать
https://vc.ru/books/45305-pochemu-tak-mnogo-lyudey-nenavidit-svoyu-rabotu-i-chto-s-etim-mozhno-sdelat
|
</> |