Восприятие потребительского равенства – ледяной индекс благополучия в обществе
alex_rozoff — 13.08.2022 Восприятие социального потребительского неравенства (имущественного неравенства, неравенства в доходах, уровне жизни, доступе к товарам и услугам) – изучается достаточно давно*. Это и понятно: на протяжении полста веков (примерно столько существуют классовые схемы политэкономии) – главным фактором дестабилизации становилось социальное неравенство (прежде всего – неравенство гражданских прав и потребительское/имущественное неравенство). Мятежи неимущих эксплуатируемых классов раз за разом ставили имущий правящий класс перед дилеммой: делиться своим богатством, собранным за счет эксплуатации – или применять вооруженные репрессии.Делиться - значило принижать свое доминантное групповое эго и готовиться к тому, что эксплуатируемые через некоторое время потребуют новых уступок.
Репрессировать - значило превращать классовую рознь в классовую ненависть, которая будет вспыхивать, как война с целью биологического уничтожения правящего класса.
Задача поиска области компромисса (когда неимущий класс готов терпеть тот уровень неравенства, до которого имущий класс готов урезать свои аппетиты) привела к ряду численно-оценочных разработок (social inequality perception index, inequality tolerance index, vertical social mobility index, etc.). Практическое применение таких индексов для развитых стран в сочетании с быстрым развитием материальной экономики позволило удерживать относительную классовую бесконфликтность во второй половине XX века.
На этом фоне особого внимания к восприятию социального неравенства остался почти неисследованным вопрос о восприятии социального равенства. Тут можно отметить лишь нелепые попытки «эффективных менеджеров» и их «гуру» - бороться с «уравниловкой» путем введения key performance indicator (KPI). Итоги – предсказуемо безобразные, как любые последствия применения визионерского гуруизма в экономике.
Между тем, вопрос о восприятии потребительского равенства становится все более актуальным, по мере того, как рушится исчерпавшая себя «тотально-трудовая модель общества» (порожденная до-машинной эрой, и совершено негодная для уровня развития производительных сил, достигнутого в течение XX века)**. Содержательный труд по найму в пересчете на 40-часовую рабочую неделю есть сейчас примерно для четверти трудоспособных жителей – и по экономической логике эта доля продолжит снижение.
Для развитых стран сложилась альтернатива:
(1) Пытаться удерживать тотально-трудовую модель общества (добиваться почти полной занятости) путем торможения прогресса материального производства и путем создания бессмысленных рабочих мест (bullshit job) – что порождает слой «скрытого люмпена» (офисный планктон и т.п.) и приводит к комплексной экономико-этической деградации.
(2) Перейти к пост-трудовой модели, когда наемным трудом (включая фриланс) заняты меньше половины трудоспособных жителей, вместо схемы распределения «блага за труд» устанавливается схема распределения «блага для всех» (быть может – с преференциями для трудящихся, но не в области удовлетворения обычных бытовых потребностей).
Вариант (1) мы наблюдаем не менее 20 лет, и последствия явно негативные. Вариант (2) требует не только политэкономического решения в стиле UBI (universal basic income), но также существенного изменения социально психологической парадигмы, которую можно охарактеризовать, как «индекс безразличия к потребительскому равенству» - index of Indifference to Consumer Equality (ICE-index), или «ледяной индекс» (по совпадению аббревиатуры и для драматического эффекта). Что это такое:
Представим себе двух усредненных индивидов. Первый – работает по найму, второй - нет. Первый (работающий) возможно согласен, чтобы второму (неработающему) был доступен какой-то уровень потребления благ. Такой уровень потребления второго относительно уровня потребления первого (и с которым первый согласен) будем называть: ICE-index.
Крайние случаи:
ICE-index = 0 (работающий не согласен, чтобы неработающий потреблял хоть что-нибудь – т.е. первый рассуждает по принципу «кто не работает – тот не ест»).
ICE-index = 1 (работающий даже не настаивает на своих преференциях в потреблении, и согласен, чтобы неработающий потреблял столько же).
Область возможных переходных значений 0 < ICE-index < 1
Работающий согласен, чтобы неработающий имел возможность потребления, но с неким понижающим коэффициентом.
Теперь рассмотрим характеристики обществ с крайними значениями ледяного индекса.
- Ледяной индекс будет равен нулю для крайне неблагополучного общества, в котором обыкновенный человек вынужден очень много трудиться на тяжелой неприятной работе, чтобы как-то прокормить себя. Соответственно, в таких условиях он озлоблен на весь мир, и с завистью глядит на каждый кусок хлеба, проплывающий мимо его тарелки. Сама мысль о том, что кто-то может досыта питаться не трудясь – выглядит для такого человека возмутительной. Чья-то голодная смерть – не волнует, а может, даже вызывает радость (одним голодным ртом меньше, значит, мне больше достанется).
- Ледяной индекс будет равен единице для крайне благополучного общества, в котором обыкновенный трудящийся человек занят работой, которая, в общем, ему нравится (и в смысле профессии, и в смысле коллектива). Разумеется, эта работа не выматывает его ни физически, ни психологически. Что же касается оплаты, то она настолько высока, что в бытовом смысле многократно превосходит все типичные потребительские расходы. Для такого трудящегося дискомфортно если его сосед (пусть не-трудящийся) обделен чем-то. При таких условиях трудящийся не просто позитивно воспримет, если у не-трудящегося будут столь же высокие потребительские возможности, а даже будет настаивать на этом.
Все переходные значения ледяного индекса выстраиваются между нулем и единицей, достаточно четко определяя уровень интегрального благополучия обществ (в смысле экономической деятельности, межличностных отношений, удовлетворенностью образом/качеством жизни, и направленностью к росту благосостояния жителей)
В этом журнале уже был спонтанно проведен тест, близкий к определению ледяного индекса – результат и интерпретацию можно увидеть тут*
…Такие дела…
-----------------------------
*) Статьи о восприятии потребительского неравенства
https://kapital-rus.ru/articles/article/otnoshenie_k_neravenstvu_dohodov_kolichestvennaya_ocenka/
https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1982
https://www.hse.ru/news/521882134.html
https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/07311214211062106
https://www.oecd.org/social/inequality-and-poverty.htm
**) Исчерпание тотально-трудовой модели общества.
https://alex-rozoff.livejournal.com/588734.html
https://alex-rozoff.livejournal.com/588877.html
***) Тест на восприятие потребительского равенства
https://alex-rozoff.livejournal.com/590111.html
|
</> |