рейтинг блогов

Толстый, но шустрый

топ 100 блогов vikond6520.03.2021

Толстый, но шустрый

Любопытное совпадение: ровно день в день через 10 лет после первого полета "Пишутера", 20 марта 1942 года, на противоположной стороне Тихого океана впервые поднялся в воздух другой перспективный истребитель - японский перехватчик Мицубиси J2M "Райдэн" ("Гром"). Сравивая эти машины, можно оценить впечатляющий прогресс боевой авиации за предвоенное десятилетие.

Прежде всего, бросается в глаза разница в аэродинамике. На "Райдэне" нет никаких расчалок, кабина - закрыта и вписана в обводы фюзеляжа, стойки шасси убираются в крыло и закрываются щитками, гораздо тщательнее закапотирован двигатель. Вместо простейшего кольцевого капота применен полностью закрывающий все элементы мотоустановки тоннельный капот, обеспечивающий минимально возможное при радиальном моторе аэродинамическое сопротивление.

Наиболее интересна в "Райдэне" форма фюзеляжа. На первый взгляд непонятно - почему он такой "пузатый"? Ведь районе кабины его можно было бы сделать гораздо тоньше, соответственно, снизив массу конструкции и площадь миделя, напрямую влияющую на лобовое сопротивление. Однако главный конструктор "Райдэна" Дзиро Хорикоси понимал, что делает.

Он спроектировал фюзеляж по принципу "идеально обтекаемого тела", зная, что минимальным коэффициентом лобового сопротивления обладают вытянутые вдоль направления движения фигуры, близкие к эллипсу, у которых наибольшее поперечное сечение приходится на участок примерно от 1/33 до половины длины. То есть, в данном случае - именно в районе кабины. Поэтому от пола кабины "Грома" до днища фюзеляжа - довольно много пустого пространства.

По этой же причине двигатель сильно сдвинут назад и соединен с винтом длинным валом, на который насажена крыльчатка вентилятора. Без принудительного охлаждения нормальная работа мотора в таких условиях была бы невозможна. Разумеется, на вращение вентилятора расходуется некоторая часть мощности, но эта потеря с лихвой компенсируется выигрышем в аэродинамике.

Посмотрим, к какому результату привели эти ухищрения, для чего сравним "Райдэн" с его ровесником - советским истребителем Ла-5, появившимся на свет в том же марте 1942 года. На "Райдэне" первой серийной модификации J2M2 стоял 14-цилиндровый двухрядный звездообразный мотор "Мицубиси Касэй-23" взлетной мощностью 1340 л.с. и 1040 л.с. - на высоте 5 километров.

При этом максимальная скорость самолета составляла 610 км/ч, скороподъемность у земли - 970 метров в минуту, рабочий потолок - 11680 метров, дальность без ПТБ - 1000 км. Включение системы водо-метанольного форсирования позволяло кратковременно повысить максимальную мощность мотора до 1800 л.с., а скорость самолета - до 660 км/ч, но этот режим мы оставим за скобками, поскольку на Ла-5 его не было.


Лавочкинский истребитель был оснащен мотором М-82, аналогичным "Касэю" (14-цилиндровая двухрядная "звезда"), но гораздо более мощным. На взлетном режиме он развивал 1700 л.с, а на высоте - 1330. При этом максимальная скорость Ла-5 составляла 580 км/ч, скороподъемность - 833 метра в минуту, потолок - 9500 метров, дальность - 1190 км.


Таким образом, Ла-5, значительно превосходя "японца" мощностью силовой установки, столь же значительно проигрывал ему во всех летных характеристиках, кроме дальности. К этому можно добавить, что взлетный вес "Райдэна" без внешних подвесок был фактически таким же, как и у Ла-5, несмотря на более крупные геометрические размеры и более мощное вооружение (две пушки и два пулемета против двух пушек. Взлетная масса Ла-5 первой серийной модификации составляла 3230 кг, а "Райдэна" -  3210.

Прежде всего, это объяснялось цельнодюралевой конструкцией японского истребителя и цельнодеревянной - у нашего. А дюраль, как известно, обладает более высокой удельной прочностью, поэтому деревянные конструкции при равной прочности всегда получаются тяжелее дюралевых.

Кстати, в использовании принципа "идеально обтекаемого тела" Хорикоси не был первопроходцем. Ранее по тому же принципу были спроектированы фюзеляжи американских истребителей Брюстер "Буффало" и Грумман "Уайлдкэт", по поводу которых у нас тоже многие удивлялись и даже хихикали - а чего это их так раздуло в талии? Но ничего смешного в этих машинах нет, а есть лишь продуманный инженерный расчет.

Однако надо заметить, что у Ла-5, все же, было одно неоспоримое и подавляющее превосходство перед "Райдэном". "Лавочкиных" за годы войны у нас сумели "настрогать" в общем счете 9920 штук, а "Райдэнов" в Японии - всего-навсего 671  экземпляр, включая прототипы. То есть, в 15 раз меньше.

Толстый, но шустрый
Плановые проекции "Райдэна" и Ла-5, примерно в одном масштабе. Сразу бросается в глаза различие аэродинамических концепций.

Толстый, но шустрый J2M2Late
Первый прототип "Райдэна" J1M1 и первая серийная модификация J1M2 в стандартной окраске. Видно, что трехлопастный винт заменен на четырехлопастный, установлены индивидуальные выхлопные патрубки цилиндров двигателя и увеличен фонарь кабины для улучшения обзора.

Толстый, но шустрый hsgs0238main-lg

Толстый, но шустрый SW72053
"Райдэн" в бою с американским палубным истребителем "Хеллкэт".

Толстый, но шустрый 34bbf7f1d7f0fdb551cbf8eb25a998fc
Опытный образец "Райдэна" с 30-миллиметровыми пушками.

Толстый, но шустрый j2m3raiden_imperialjapanesenavy_ed-1158_kp

Толстый, но шустрый J2M-62
Сохранившийся до наших дней музейный экземпляр "Райдэна".

Толстый, но шустрый e9424f101608bbca57959de29328479a.image.950x635
Препарированная модель модель "Райдэна", на которой видно его внутреннее устройство.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Российскую общественность весьма заинтересовала недавняя беседа профессора Валерия Лысого Соловья с украинским Дмитрием Лысым Гордоном. Она оказалась дважды блестящей! Во-первых, благодаря удвоенному блеску ухоженных лысин, во-вторых, Соловей в этой беседе коснулся темы оккультизма и его ...
Увидев тут замечателный рецепт Баклажаны с беконом в сливочном соусе  решила и я приготовить..только кабачки. Есть очень красивая легенда появления кабачков. Она повествует о том, что кабачки были подарены богами индийским женщинам, ...
В то время как многие мои знакомые успели попробовать на себе ламинирование волос, разочаровавшись после этого или добавив процедуру в список регулярных, я не торопилась. Меня смущали рассказы о необходимости ...
Малка, милая Малка. Как перестать хаотично влюбляться и начать жить? А жить - значит влюбляться по графику?)) Или вообще не влюбляться? Я думаю, вам кажется, что вы не живете, потому что в этих ваших хаотичных влюбленностях вас много обижают. Даже если роман заканчивается ...
простите кому убила ленту, я больше не буду. правда, я снова выставила на фотобакете былой размерчик, но этот бляцкий фотопарат делает из меня фотографа. Сегодня был прилив. И вода подошла по максимуму. А потом, как раз пока мы сидели на пляжу - ...