Даешь дизель!
vikond65 — 19.03.202119 марта 1897 года успешно завершились испытания промышленного двигателя, разработанного немецким изобретателем Рудольфом Дизелем. Можно сказать, что с этой даты началась культурно-технологическая эпоха дизельпанка, пришедшая на смену стимпанку, то есть - временам господства паровых технологий.
Хотя, конечно, дата очень условная, поскольку основной технической доминантой дизельпанка являлись все двигатели внутреннего сгорания, а не только дизельные. И к тому моменту, когда Дизель запустил свой мотор, на заводах Европы и Северной Америки работали уже тысячи стационарных газовых моторов Отто и Ленуара, а по дорогам колесили бензиновые повозки. Но почему бы не оттолкнуться от этой даты, тем более что именно Дизель дал свое имя эпохе?
Дизельпанк охватывает сравнительно короткий период в истории цивилизации - примерно 50 лет первой половины ХХ века. Это время расцвета дирижаблей и поршневой авиации, завоевание мира многомиллионной армией автомобилистов и рычащий железный конь, пришедший на смену крестьянской лошадке.
А также дизельпанк это эпоха стремительного роста небоскребов, гигантских океанских лайнеров, дизель-электрических субмарин, радио и синематографа, патефонов, дисковых телефонов, массового распространения пленочных фотоаппаратов, стилей "джаз" и "рэгтайм" в музыке, "модерн", "конструктивизм" и "ар-деко" в живописи, архитектуре и дизайне. Эпоха зарождения телевидения и электронно-вычислительных машин.
Но одновременно это - самая кровавая эпоха в истории, поскольку на нее пришлись две мировые войны, унесшие более 70 миллионов жизней и не зря получивших название "войн моторов". Достижения дизельпанка позволили сделать массовые убийства максимально эффективными и технологичными. А в его финале выросли первые ядерные "грибы", ознаменовавшие начало новой эпохи - атомпанка, но это уже другая история.
На заставке - несколько художественно-декоративных произведений в жанре "дизельпанк" и его поджанре "декопанк", обыгрывающем изысканную стилистику ар-деко. В этой стилистике сделаны, в частности, известные компьютерные игры "Биошок" и "Биошок Инфинити".
Рудольф дизель и первые опытные образцы его двигателя, сделанные в 1893 и 1896 годах.
Первый заводской дизель образца 1897 года, выпускавшийся серийно и получивший широкое распространение. Этот одноцилиндровый четырехтактный силовой агрегат развивал мощность 20 лошадиных сил при 170 оборотах в минуту и обладал коэффициентом полезного действия - 26%, что было на 6-8% больше, чем у газовых двигателей и более чем вдвое выше, чем у поршневых паровых машин. Неудивительно, что дизель-моторы быстро завоевали популярность сперва в промышленности, а потом - в энергетике и на транспорте.
|
</> |