Тысячелетний райх - 35
qebedo — 08.05.2023 Юстинианос I. И прочие славянЫ…Помимо остроготов и персиян, терзали ромейского царя и другие разнообразные заботы. Например, легко оказалось отнять Африку у вандалов, но труднее было удержать ее ото всяких аборигенов. Главными врагами стали мавроберберы, постоянно набегавшие из пустынь. Магистер милитум Африки Соломон успешно от них отбивался, но в 536 году некий Стодзас, бывший телохранитель одного из командиров, поднял бунт в войсках, собрал 8 000 повстанцев и осадил Карфаген. Соломон бежал на Сицилию, а на усмирение солдат прибыл Велисариос. Стодзас отошел от Карфагена, но у Мембреса был побит и убежал в Нумидию. Велисариоса сменил Германос Юстинос, кузено-племянник василевса (см. предыдущие серии), который подкупом и посулами переманил к себе многих повстанцев (их основным требованием была выплата долгов по жалованию). С оставшимися Стодзас напал на ромеев у Скала Ветера, но был разбит и бежал в Мавретанию, женился на дщери какого-то вождя и вынырнул сверху в 544 году, набежав купно с вождем Анталасом на ромейские владения. В сражении у Факии осенью 545 года командир Иоаннис разбил аборигенов и смертельно ранил Стодзаса.
Берберомавр супротив вандалина
Однако мавры не прекращали набегать — в том же 544 году они разбили и убили вернувшегося Соломона, а в 546 году оне убили и разбили другого ромейского командира Ареобинда, захватили и разграбили Карфаген. В том же году визиготы переплыли Гибралтар и напали на Септем (Сеуту). Новый командир Иоаннис Троглитис сумел договориться с частью мавританских царьков о нэутралитэте, а кое-кто перешел на его сторону. Затем он выступил в поход из Карфагена, соединился в провинции Визакена с войском дукса (генерал-губернатора) Маркентиоса и у Сифетулы (конец 456 — начало 457 года) разгромил Анталаса, который был захвачен в плен. Но через несколько месяцев Троглитиса побил триполитанский царек Каркасан у Марты (Марет) — пришлось бежать. Отпущенный из плена Анталас снова поднял голову и присоединился к триполитанам — мавры опять набегали до самого Карфагена. Весной 548 года они снова встретились с Троглитисом на равнине Арсурис в Визакене. Анталас забоялся драться и кинулся отступать, ромеи его преследовали и навязали сражение в месте, названном Поля Като (Маркуса Поркиуса Утического) — триполитаны бежали, бросая трупы, Анталас и местные мавры, трепеща, подчинились и соблюдали ми до самого 562 года.
Другим «негодяйским местом» стали Балканы. В Паннонии еще с III века обитали германские племена гепидов и герулов, которых то брали на ромейскую службу федератами, то выгоняли с нее за разбой и неповиновение. В 528 году их объединенное войско побил остроготский полководец Вейтигейсас (будущий конунг), и они бежали в Мёзию, грабя ея. Впрочем, их предводитель Мунд[ос] перешел на ромейскую службу и принял участие в подавлении восстания «Ника» и Готской войне (см. предыдущие серии). В том же 528 году «царь хунну» в Крыму Гордас, посетивший Константинополис и хрестившийся, был убит братом Муагером — за слишком ревностное хрещение хунну. Под началом Бадуариоса было отправлено войско, которое покорило Крым бескровно. Сразу после возвращения Бадуариос был отправлен отражать набег тюрков-огуров и булгар на Мёзию и Фракию — вместе с дуксом Мёзии Юстиносом он был успешно побит, но 529 году вражин отогнали Мунд и Хильбудиос (некоторые исторЕГи считают, что он был ант-протославян и звался Хвалибуд, другие — что гот Хилибодо).
Фэнтезь-ант
В 535 году шиложопые булгары набежали снова, но их побил у реки Ятуса (Янтра) магистер Ситтас. В 536 году гепиды захватили Сирмиум и не вернули, несмотря на просьбу василевса, почто снова были лишены статуса федератов. Тогда гепиды заключили союз с остроготами и франками, а потом побили ромеев и вставших на их сторону герулов. В 540 году «хунну» (на самом деле булгары) снова набежали аж под самый Константинополис, и потому с герулами решено было уже помириться. В 545/546 году лангобардам разрешили поселиться в Паннонии. В 546 году уже с помощью герулов Нерсес отбил нападение на Фракию антов-протославян. Но эти наглые «проторусские народности» постоянно продолжали набегать — в 547/548 году дошли до Эпидамна, в 550 году грабили Иллирик и Фракию, дойдя до Адрианополя. Зато герулов и лангобардов удалось стравить промеж себя и получать профиты — даже сокрушительное поражение герулов на поле Аусфельд в 552 году Юстинианос смог превратить в мирный договор промеж них.
В очередь сукиных детей встали також кутригуры (часть булгар) — в 558 году их хан Заберган осадил Константинополис, но пенсионер Велисариос, 300 дворцовых стражников, ополчение димов (см. предыдущие серии) и набежавшие с округи крестьяне оборонили столицу. В том же году в причерноморских степях появились авары, которых ромеям удалось натравить на булгар и антов… А еще царя терзали заговоры всякие. Например, в 546 году случилась история, достойная пера Шейкспира — племянница василевса (сына его сестры Вигилянтии) Прейекта в Африке лишилась мужа, убитого заговорщиками — магистера милитум Ареобинда. Молодой красивый армян Артабан (перебежчик от персиян на службе ромеев) ея спас и покорил сердце — они обручились. Но вместо свадьбы в Константинополисе, куда прибыли влюбленные, появилась… жена Артабана, давно его бросившая как «ничтожество, неудачника», но теперь соблазненная богатыми наградами, выданными спасителю племянницы Юстинианосом. Она нажаловалась Феодоре, та запретила брак и отдала Прейекту Иоаннису, сыну Помпеоса, внуку Хипатиоса (того самого «василевса Ники», которого Феодора же и приказала кОзнить — см. предыдущие серии).
Лангобарды против ромеянина
«Гарачий армян» был «не в себя» и сговорился с другим знатным армяном — Аршаком, которого за переписку с персиянами василевс повелел высечь плетьми. Как только Феодора померла в 548 году, Артабан развелся с женой, и оба они с Аршаком обратились к Юстиносу, сыну Германоса Юстиноса, племянника василевса (см. выше), чтобы тот уговорил отца согласиться стать новым царем вместо старого (куда его денут — не уточняли). Тот нажаловался отцу, отец — начальнику дворцовой стражи Маркеллосу, который посоветовал прознать, чего же будут делать Артабан с Аршаком с василевсом-то? Оказалось, они планировали убить его, как только вернется из Италии Велисариос. Всех повязали, причем злобный Юстинианос велел схватить и Германоса с Юстиносом за недонесение, но Маркеллос за них заступился, объяснив, что это он им велел… А Артабана, кстати, потом помиловали и послали биться с остроготами и героить при Казилинуме (см. предыдущие серии) — вот тебе и цареубийство… Вот что с армянами делает любовь!
Другой заговор случился осенью 562 года. Аргиропраты (менялы-ростовщики) Маркеллос и Сергиос за что-то обиделись на василевса и наняли некоего Авлабиоса убить Юстинианоса. Не имея доступа в покои царя, тот попросил помощи у иппарха (конюшего) Евсевиоса, который донес на заговорщиков. Их схватили — Авлабиос сдался, Маркеллос зарезался мечом, Сергиос укрылся во Влахернской церкви, но его оттуда вытащили. Епарх Прокопиос для чего-то начал выбивать из двух пойманных показания против банкиров Иоанниса и Витоса, а также Павлоса, приближенного Велисариоса. 2 декабря 562 года заключенные повторили сие перед василевсом и Велисарием. Полководец на пенсии был посажен под домашний арест, но через полгода Прокопиос помер, и открылись все его махинации… Велисариос был выпущен на свободу, а Юстинианос I, которому надоело уже это вот всё, накуй, помер 14 ноября 565 года в Константинополисе.
«Был он не велик и не слишком мал, но среднего роста, не худой, но слегка полноватый; лицо у него было округлое и не лишенное красоты, ибо и после двухдневного поста на нем играл румянец. Чтобы в немногих словах дать представление о его облике, скажу, что он был очень похож на Домициануса, сына Веспасиануса, злонравием которого римляне оказались сыты до такой степени, что, даже разорвав его на куски, не утолили своего гнева против него, но было вынесено решение сената, чтобы в надписях не упоминалось его имени и чтобы не оставалось ни одного его изображения» (Прокопиос, «Тайная история»).
|
</> |