Мальбру в поход собрался - 9
qebedo — 02.05.2023 Лонг лив зе кинг и зе квин!Не надо оскорблять английских протестантов XVII века — они были честными ксенофобами и не собирались отдавать трон «какому-то нидерлашке». План победивших вигов состоял в том, чтобы провозгласить правящей королевой принцессу Мэри Стюарт, а ее мужа объявить всего лишь консортом. Или регентом — этот вариант даже голосовали в парламенте 29 января 1689 года, но он был отвергнут 51 голосом против 49. Виги внезапно попаслись в ловушку, подготовленную еще теми самыми подлыми сэрами, которые в XIII веке сочиняли «Магну карту» — если у нас в Англии «типа кагбэ правовое государство», а не «как хочим — так ворочим», то всё в ней надобно решать по закону (ну, кроме изгнания короля-католика, потому что есть же и какие-то рамки приличия!). А престол в Англии передавался не как в безнравственной, бездуховной и аморальной Франции, только промеж мужиками — королевские дщери имели все права, особенно ежели королевские сыновья заканчивались. И потому, когда закончился Джеймс II, причем без наследника (ребенок-папист таковым не являлся «у принципи»), права на престол перешли… его сестре Мэри Хенриэтт Стюарт. Которая, конечно, умерла еще в 1660 году, но перед смертью успела произвести на свет наследника… Виллема III ван Оранье, ибо была замужем за его отцом, статхаудером Виллемом II ван Оранье. Получалось совсем некрасиво — у «понаехавшего» право на престол оказалось первее, чем у его жены! Кель скандаль!..
Мэри Хенриэтт Сюарт и Виллем II ван Оранье - мама и папа (клкиабельны)
Тем более, что сам «повод для сомнений» держался твердо — он не будет вешалкой, «венецианским дожем» или «церемониймейстером при жене» — я король, дорогие мои, и чтоб вы сдохли! Пришлось идти на компромисс под скрип честных англиканских сердец, который было слышно даже в Шотландии — Мэри Стюарт была коронована как Мэри II, а ее супруг — как Вильям III, короли-соправители с равными юридическими правами. А поскольку наследников, мужеска или женска полу, у них пока не было (да и не будет — про Вильяма ходили упорные слухи, что он вообще гомосексуал редкостный), наследницей престола признавалась покамест принцесса Энн Стюарт. Новый король сильно потерял в «популярности народа», но, честно говоря, он довольно успешно и потом обходился без нее, «до самыя до смерти» пресекая поползновения лишить себя даже тех довольно ограниченных королевских прав, которые оставляла за ним английское законодательство.
Джон Черчилль был утвержден в своем чине генерал-лейтенанта и стал заместителем главнокомандующего — фельдмаршала Шёнберга. А 9 апреля 1689 года, по случаю коронации Вильяма III и Мэри II, он был пожалован наконец титулом графа Мальборо. Титул оный существовал с 1552 года и передавался по наследству в семье Лей, пока четвертый граф Вильям Лей не умер в 1679 году без наследников. А в мае пришлось снова отправляться на фронт — вся эта затея с десантом и Славной революцией предпринималась Вильямом III для спасения своих родных Нидерландов от грозящего им французского ига. Англия вступила в Войну Аугсбургской лиги (которая после этого превратилась в Великую лигу) на стороне союзников против Луи XIV, но для нее она стала Войной за английское наследство, ибо весьма скоро Джеймс II высадился в Ирландии и попытался сделать остров плацдармом для реванша в остальных двух королевствах. Однако генерал-лейтенант Черчилль, а теперь — граф Мальборо, отправился не на «зеленый остров» (туда переправились сам король и Шёнберг), а во Фландрию, чтобы с экспедиционным корпусом из 8 000 солдат присоединиться к армии Аугсбургской лиги, сражающейся с французскими оккупантами.
Фюрст фон Вальдек
В это самое время там «у края земли сошлись один на один» рати под водительством маршала Франции, великого магистра артиллерии (должность, аналогичная посту генерал-фельдцейхмейстера), губернатора Фландрии и Эно Луи IV де Кревана, маркиза д’Юмьера, и райхс-генерал-фельдмаршала, фюрста (владетельного имперского князя) Георга Фридриха фон Вальдека, графа Пирмонта, Вальдек-Айземберга и Кулемборга. Это были не гении войны (более чем не), но поседевшие за этим занятием ветераны 61 и 69 лет соответственно, и 39-летний Мальборо смотрелся на их фоне зеленым передорослем, хотя и имел уже солидный боевой опыт. На стороне маршала имелась армия в 24 000 человека, генерал-фельдмаршала — 27 000 голландцев (и примкнувших к ним всяких немцев, шведов, датчан и шотландцев) и 8 000 англичан. После серии маневров и раздумий оба командующих решили одновременно «падла-падлавить» друг друга, что и привела к неожиданному для них обоих бою 25 августа 1689 года, получившему название Битва при Валькуре.
Сражение началось как пустяк — французы атаковали английских фуражиров, которых прикрывали 600 солдат из 16-го пехотного полка. Видимо, впервые в новое время британская пехота показала зубы лагушатнЕГам — несмотря на всё прибывающие части врага, батальон под командой полковника Роберта Ходжеса два часа успешно отстреливался, сменив позицию, и отошел только тогда, когда лично Мальборо приказал («Я никогда не поверил бы, что англичане способны на такую военную забаву», — признался Вальдек после боя). Отчего-то после этого д'Юмьер вообразил себя Жюлем СезАром (или в крайнем случае Аннибасом) и решил атаковать Валькур, который защищал гарнизон из 600 человек — несмотря на присутствие рядом превосходящей его в силах вражеской армии. Гарнизон отбивался, когда бригадир Томас Толлмаш в 14:00 привел на помощь два батальона, одним из которых была впоследствии знаменитая Колдстримская гвардия.
Битва при Валькуре
Д'Юмьеру бы вовремя остановиться, но он теперь захотел атаковать Вальдека, развернувшего войска за городом. Фюрст поступил с ним как раз как Аннибас при Каннах — справа отправил в контратаку голландцев во главе с генерал-майором Фредериком Йоханом ван Бером ван Слангенбурхом, а слева Мальборо во главе кавалерии (полки Лейб-гвардии и Конной гвардии, ака Синих) и двух полков пехоты. От окончательного разгрома бегущих французов спасла контратака конницы во главе с всё еще полковником Клодом Луи Виктором де Вильяром (хреново ценили людей во французской армии — с их последней встречи Черчилль уже стал генерал-лейтенантом, а тут всё еще полковник). Союзники потеряли убитыми и ранеными 700 человек, д'Юмьер — 600 убитыми и 1 400 ранеными и пленными…
Вальдек после сражения похвалил союзников: «Полковник Ходжес и англичане действовали великолепно, а граф Мальборо отважен как немногие из известных мне людей… Мальборо, несмотря на юные лета, сражался лучше многих генералов с долгим боевым опытом, и показал отменные военные качества». В ответ на его похвалы король (ровесник графа) написал 39-летнему «вьюноше»: «Я доволен поведением моих войск при Валькуре. И главная заслуга этого дела принадлежит вам. Прошу принять мою благодарность; будьте уверены, что за ней последуют другие, более весомые свидетельства моего расположения». Мальборо стал полковником (почетным — служить никто не заставлял, для этого подполковник есть, а жалованье шло) Королевских фузилеров — экспериментальной воинской части, созданной в 1685 году для охраны артиллерии в боях. Первым его полковником был Джордж Легг, барон Дартмут, но в 1689 году он как раз умер (в заключении в Тауэре), и место освободилось.
|
</> |