Человек, которого боялась Рома

Ипирос (Ήπειρος) по-древнегречески — суша (не море, континент). Звать так свою страну аборигены вряд ли могли — они, всё-таки, отделились от морских животных тогда же, когда и все остальные протолюди. Скорее всего, греки просто услышали местное самоназвание Апирос (Απειρος — так звали свою страну сами эпироты; правда, поздно, в IV–III веках до Р. Х., но просто раньше могли не записать) и подогнали под то, что звучало привычнее. Также греки однозначно не считали эпиротов эллинами — с их точки зрения, в стране сей жили варвары (об этом написано у Фукидидеса: «...хаоны и прочие варвары»), 11 племен — хаоны, молоссы, феспроты, кассопеи, амфилохи, афаманы, афикеи, тимфеи, оресты, парабеи и атинтаны. Кто оне такие по этнической принадлежности — тайна сия велика есмь, и покамест исторЕГами не угадана. Наиболее крупными и развитыми племенами были хаоны, жившие на севере, молоссы, обитавшие «посередь», и феспроты, жившие на юге — а остальные племена обитали на границе между ними и «внешним миром»: Македонией, Фессалией и Этолией (см. карту).

Важнейшей культурной величиной Эпира, таки вводившей его в эллинский мир, стало святилище Зевса в Додоне, промеж Молоссии и Феспротии — тут находился священный дубовый лес, по шелестению листвы которого обученные жрецы давали оракулы, которые пользовались почти такой же популярностью, как прорицания пифии в Дельфах. Так что постоянные паломники и государственные делегации бесконечно шныряли по Эпиру «тудой и сюдой». Еще одна «проблема идентификации» — нет никаких особых данных об «эпирском языке», все эпироты к периоду их фиксации письменными источниками «размовляли эллинским диалектом» (и тем были похожи на македонян — «чиста македонских слов» известно десяток-иной, да и то в основном имена). И не исключено, что слово «варвары» образованные греки применяли к ним просто в значении «малокультурные, дикие люди».
Ибо в Эпире не было полисов, и дольше сохранялся родоплеменной строй, а управляли ими басилеосы, пользовавшиеся большой властью и авторитетом «не как у греков» — есть мнение, что из-за наличия достаточного количества земли, благоприятной для возделывания (как в той же Македонии). «Сивилизасия античЕСкого образца» появилась тут только в VII веке до Р. Х., когда на берегу начали появляться греческие колонии — Аполлония, Анакторион, Амбракия (коринфские) и Эпидамнос (Коринф + Керкира). Впрочем, в северном Эпире греческие поселения появились вообще не ранее IV века до Р. Х., «и в целом колонизация мало повлияла на сами племена». Однако правящая молоссами династия настаивала на том, что имеет «глубоко греческие корни», возводя себя к легендарному герою Неоптолемосу, сыну Ахиллеса, прозванному Пиррос (Πύρρος) за рыжие волосы. У него-де был сын Молоссос (от Андромахи, вдовы Хектора, захваченной в Трое), именно он перебрался на ПМЖ в Эпир и получил титло басилеоса по наследству от Хелена, сына Приама, женатого на матери Неоптолемоса Деидамии (их в Эпир направил сам Пиррос).

Неоптолемос - легендарный прародитель басилеосов Молоссии
Самым первым не легендарным правителем молоссов был Адметос (считается, что умер около 430 года в очень глубокой старости). О нем пишут сразу несколько исторЕГов — Фукидидес, Корнелиус Непос и Плутархос. Будучи силен и могуч, Фемистоклес чем-то его обидел. Когда же был изгнан из своего города остракизмом, поселился в Аргосе, где Павсаниос, победитель в битве при Платеях, попытался вовлечь его в свой заговор (мутное дело — секретные переговоры с персиянами, названные государственной изменою), афинянин ответил отказом, но не выдал друга спартанским эфорам (коллегия «госбезопасников»), за что тоже был приговорен к казни и бежал на Керкиру. Керкиряне забоялись его укрывать, и мигрант проследовал в Молоссию, где по совету жены басилеоса Фтии встретил Адметоса с его маленьким сыном на руках — и тот не смог отказать просителю, несмотря на требование послов Спарты и Афин выдать им беглеца, накормил-напоил, спать уложил и переправил в Македонию, откуда Фемистоклес перебрался к персиянам.
То есть, как правильно замечает Сергей Казаров, «самый толстый россиянский пирролог», правитель какого-то там племени варваров не испугался лакедемонян и афинян, а также послал нафиг их «священную борьбу» супротив персиян, в которой никакого участия не принимал. Так что можно сделать вывод, что басилеос молоссов в 470 году «имел политический авторитет», несомненно как хозяин Додонского оракула (откуда жыж еще-то). А вот уже его сын (или внук — исторЕГи спорят) Тарипас прославился как законодатель, Солоно-Ликургос Эпира. Впервые он упоминается в 429 году, когда хаоны и феспроты задумали сокрушить союзницу Афин Акарнанию и призвали к себе спартанского наварха Кнемоса с кораблями и войском. Тогда Тарипас был еще мал, и правил за него регент Сабилинфос. Затем молоссы «поменяли ориентацию» и послали своего малолетнего басилеоса учиться в Афины, где тот получил права гражданина (знатным иностранцам, помогавшим полису, их давали в качестве награды).

Фемистоклес и сын просЮт Адметоса о милости - шедеРВ сумрачного славянского живописного гения (кликабелен)
Вернувшись из Афин, Тарипас «просветил государство эллинскими обычаями, ввел человеколюбивые законы и этим прославил свое имя» (Плутархос) и «создал сенат и институт ежегодно сменяемых должностных лиц» (Маркус Юнианус Юстинус). Этими лицами были, видимо, простаты (προστάτης), упоминаемые потом у хаонов, по аналогии с эфорами в Спарте «наблюдавшие за соблюдением законов». (Хотя в Афинах, например, простатом называли избираемого метеками гражданина полиса, который был их посредником в общении с государственными органами.) Среди обязанностей простатов указано было «ограничение власти басилеоса». Тут странность — зачем придумывать людей, которые тебе же и гадють? Логичнее предположить, что эти аристократы-хамьё существовали уже давно, а Тарипас велел их полномочия «скучковать и записать», чтобы не превышали и не борзели.
Касаемо же «сената» при отсутствии каких-то конкретных пояснений это скорее всего был издревле существовавший совет старейшин. То есть, получается, что Тарипас «ничего не украл — всё уже было украдено до него», он попросту кодифицировал и закрепил полномочия существующих органов управления молоссами, чтобы… оградить самого себя и власть басилеоса от их посягательств. Что записано — моги, а вот чего не записано — не моги! То есть, мы имеем дело с созданием первой в мире эпирской конституции — свода записанных законов для управления обществом. Так что Тарипас всё ж таки велИк (но не вЕлик)…
|
</> |