Тысячелетний райх - 24

ИсторЕГи не вносят ясности в тайну смерти Виталианоса. Иоаннис Малала: «...Был убит во дворце за то, что [некогда] поднял восстание против ромеев и ограбил многие города и области ромейского государства». Феофанос: «...Убит коварным образом теми из ромеев, которые гневались на него за истребление столь многих соотечественников их при восстании его против Анастасиоса». Итого, неизвестные в масках… Однако ж большинство хронистов возлагают ответственность за убийство на самого влиятельного при дворе василевса персонажа — его племянника Флавиоса Петроса Савватиоса Юстиниануса. См, например, у Прокопиоса: «...Заподозрив его в том, что он нанес ему оскорбление, он беспричинно убил его во дворце вместе с его близкими, отнюдь не считая препятствием для этого принесенные им ранее столь страшные клятвы».

Юстинианос
Юстинос был женат на некоей Луппакии (или Лупиккине), принявшей для благозвучия после коронации имя Евфимия. «Рабыня и варварка, она была в прошлом куплена им и являлась его наложницей. И вместе с Юстином на склоне лет она достигла царской власти» (Прокопиос). Оба супруга были уже весьма преклонных лет, но так и не завели ни одного ребенка (то ли умерли, то ли никогда и не было). Посему двор в Константинополисе заполонили родичи Юстиноса — особенно его племянник Петрос Савватиос, сын сестры Бигленицы (на основании чего «славянские исторЕГи» считают его «славянином», а «неславянские» думают, что это «для чего-то ославянизированное» имя Вигилантия — так, кстати, звали и сестру Юстинианоса.) Как и дядя, он был «чи иллириец, чи фракиец, чи не пойми хто». Родился Петрос в 482 / 483 году, и к моменту воцарения дяди ему было лет 35. Чем он занимался до того — особо не известно (как и вообще ничего о его детстве и юности), ясно лишь, что какие-то время жил в столице и служил в отряде кандидатов (одно из подразделений дворцовой стражи).
Поскольку у дяди с тетей детей не было, а наследник престолу полагался по штатному расписанию, Петрос Савватиос был усыновлен — по традиции, шедшей еще от римлян, приемный сын получал все юридические права родного. Именно тогда произошла смена имени — при усыновлении римляне брали имя усыновителя и добавляли суффикс «-иан», так что «вьюноша 35 лет» стал Юстинианосом. Характер его «живописно набросан» Прокопиосом в «Тайной истории» (многие «краво-понсервативные» исторЕГи хотят считать сие сочинение «злобным либерастическим пасквилем», но увы — жизнь и поступки Юстинианоса «словесному портрету» ничуть не противоречат). «Племянник же его Юстинианос, будучи еще молодым, стал заправлять всеми государственными делами и явился для ромеев источником несчастий, таких и стольких, о подобных которым от века никто никогда и не слыхивал. Он с легкостью отваживался на беззаконное убийство людей и разграбление чужого имущества, и ему ничего не стоило погубить многие мириады людей, хотя они не дали ему для этого ни малейшего повода. Он не считал нужным сохранять прежние установления, но ему то и дело хотелось все изменить, то есть он был величайшим разрушителем того, что хорошо устроено».

Зу Нувас
Вот такой персонаж управлял страной, пока дядя наслаждался на склоне жизненного пути роскошью и комфортом. Правда, когда в 521 году сенат попросил Юстиноса сделать его племянника соправителем, тот наотрез отказался — сошлись на том, что в 526 году тот получил титул кесаря. В том же 526 году Юстинианос блеснул как полководец, отправившись с флотом и войском в настоящую жопу мира — в Химьяр (ныне Йемен), арабы которого, принявшие иудаизм, «жестоко притеснили» лежавший напротив через Красное море Аксум, государство эфиопов-монофиситов. Аксумиты и ромеи напали на химьяритов, убили их царька Зу Нуваса Юсуфа Асара Ясара (он же Масрук, он же Йосеф Асар Ясар, он же Ду-Нувас Цура Юсуф ибн-Тубан Асад Абу-Кариб), обратили жителей в христианство, а кто не захотел и не успел убежать — тех кОзнили. Видимо, в то время Юстинианос пришел к своим оригинальным взглядам на иудаизм — исповедовать его без того, чтобы их тут же кОзнили, могли только урожденные евреи, а все остальные «новообращенные» подлежали немедленному выпиливанию там, где их поймают…
Еще более фееричным человеком была жена Юстинианоса — кесарисса Феодора, бывшая протитутка и актриса. То, что пишет о ней Прокопиос — эротический бестселлер, бесконечно перепечатываемый уже 1 500 лет. «Пользуясь в своем ремесле тремя отверстиями, она упрекала природу, досадуя, что на грудях не было более широкого отверстия, позволившего бы ей придумать и иной способ сношений… Часто в театре на виду у всего народа она снимала платье и оказывалась нагой посреди собрания, имея лишь узенькую полоску на пахе и срамных местах, не потому, однако, что она стыдилась показывать и их народу, но потому, что никому не позволялось появляться здесь совершенно нагим без повязки на срамных местах. В подобном виде она выгибалась назад и ложилась на спину. Служители, на которых была возложена эта работа, бросали зерна ячменя на ее срамные места, и гуси, специально для того приготовленные, вытаскивали их клювами и съедали». Ну и там еще много зажигательного — читайте «Тайную историю».

Феодора
Вот такая «женщина с пониженной социальной ответственностью» завладела всеми мыслями и чувствами кесаря, так что он ради брака с нею отменил закон, запрещавший браки с актрисами. И всё равно, сочетаться они смогли только в 525 году, после смерти василиссы Евфимии, категорически запрещавшей этот брак. Любовь победила сословное неравенство… Если бы сам Юстинианос не был крестьянским сыном, так и не получившим достойного образования (он даже плохо говорил на латыни, официальном языке делопроизводства и правосудия империи — чего уж тут…). Так что парочка выскочек, на самом деле, была под стать друг другу, и потому их «идеЯльный брак» ничто никогда не омрачало — муж прислушивался к умным советам жены и закрывал глаза на то, что вела она себя совсем не как «скромная ромейка, живущая на кухне и в церкви».
|
</> |