Ars militaris (премьера сезона)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Практически всё, что вы знаете о древнегреческой фаланге, вы не знаете на самом деле, или знаете неправильно. Боевое построение шеренгами — даже не хау-ноу эллинов, существует масса наскальной живописи из древней Шумерляндии и ЕгипЕДа с буквально двигающимися нога в ногу за ровными квадратами огроменных щитов пехотинцами. Так что при любви древногреков как шныряющих везде пирато-торговцев тырить всё у продвинутых соседей (буковки — у финикиян, оружие — у египтян и фракийцев, астрологию — у шумеров) вполне себе вариант, что и построение фалангой они тоже где-то стыбзили. Тем более что для гористой местности Балканского полуострова, изобилующей узостями и всякими щелями, плотное построение «от краю до краю» было эффективным способом серьезно пристановить продвижение врага.
![Ars militaris (премьера сезона) Ars militaris (премьера сезона)](/images/main/ars-militaris-premera-sezona-307764.jpg?from=https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f9/Stele_of_the_vultures_%28phalanx%29.jpg/1280px-Stele_of_the_vultures_%28phalanx%29.jpg)
Древняя шумерская "фаланга"
Чисто греческим во всем этом, вероятно, стало изобретение где-то в IX–VIII веке до Р. Х. паноплии — комплекта тяжелого вооружения для воина-пехотинца, включавшего в себя оборонительные и наступательные девайсы, изготовляемые (и это важно!) по «боле-мене» общим стандартам. В паноплию входили: большой круглый щит — гоплон, прикрывавший тело «где-то до колен»; копье — дорю (доре, дори); заточенный с внутренней стороны изогнутый (в нее же, внутреннюю сторону) меч — копис, или махера (она же у «старых исторЕГов» махайра — и несть числа срачей промеж антикозаклепочников, одно ли это и то же, или таки разные девайсы). Это «суровый минимум», с которым древногреки выходили в бой (сверкая солнечными жопами и тем, что насупротив них спереди), судя по своим же рисункам на всякой керамике, но довольно часто (и чем дальше — тем чаще) они прибавляли к нему поножи (кому охота остаться с перерубанной ногою?) и шлем (голова — самое главное, в нее воин ест), обычно «коринфского типа», закрывавший всю голову, окромя глаз (но были и варианты — например, с «откидными» нащечниками). А вот наличие панциря, или каких-то облегченных лат типа нагрудника или кожаного доспеха, обязательным (хотя бы поначалу) не было — штука дорогая, не каждому в карман.
Поскольку самым важным элементом паноплии был щит-гоплон, носивший его воин именовался гоплитом. Этой чести удостаивался отнюдь не каждый древний грек — паноплия даже в самой минимальной комплектации стоила много денег, и позволить ее себе могла только «верхняя часть среднего класса». У аристократов, понятное дело, были средства на лошадь, и они обычно составляли кавалерию, хотя есть теории, что многие гоплиты «побахаче» добирались до поля боя верхом, а для сражения спешивались. Беднота деревенская обычно составляла легкую пехоту — копьеметатели, лучники и пращники, в основном охотники и пастухи, которым к оному оружию было не привыкать в схватках со зверьем, и у которых «дома это было». Ну а самая городская босота усаживалась на скамьи боевых кораблей — гребсти веслами. Обозом и снабжением армии занимались слуги и рабы. Эта схема деления войска была универсальной, и в Афинах, например, Солон во время своих реформ именно так и разделил всех граждан — не по доходам, а по уровню вооружения, которые они могли себе позволить.
![Ars militaris (премьера сезона) Ars militaris (премьера сезона)](/images/main/ars-militaris-premera-sezona-e18e7b.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/andrewbek_1974/78542193/3724962/3724962_1000.jpg)
Шлем коринфского типа
Сама природа греческого полиса, составлявшего общину наследственных землевладельцев (с неотчуждаемыми и неделимыми участками), приводила к тому, что бОльшую часть их войска составляли именно гоплиты — кавалерия традиционно и везде, кроме Фессалии и Македонии, исчислялась редкими сотнями, много коябликов позволяли себе токмо самые зажиточные полисы, а легковооруженная пообота в «честном бою» супротив гоплита особых шансов не имела («ви будете смияццо, но тактику «бей — беги» придумали значительно позднее), и ее юзали токмо во время засад, преследования и боя с вражеской легкой пехотой. Так что фаланга не просто была «группой воинов, построенных в коробку» — это был своего рода «мини-полис», гоплиты строились по родам и «племенам» (филам), и каждый в строю знал своего соседа практически с детства.
Ежели внешний вид гоплитов (и всех остальных воинов) нам прекрасно известен по килолиону «керамических картинок» и всякой археологической копанины, то вот вопрос, как оне сражались в фаланге, уже вызывает «тучу срачей». Как обычно — скудость источников порождает массу «умствований на пальцах», коим имя легион… По вопросу «рождения» в VIII веке до Р. Х. фаланги на самом деле высказался лишь древний афинский поэт Тиртеос (проживавший в VII веке до Р. Х.), посланный в Спарту во время массового восстания илотов как «гуманитарная помощь» и сумевший обучить диких лакедемонян самым продвинутым методам аттического военного искусства:
![Ars militaris (премьера сезона) Ars militaris (премьера сезона)](/images/main/ars-militaris-premera-sezona-435937.jpg?from=https://x-legio.com/photo/2691/9-7b67cd11bfb384f1fee60a420de8bbe1.jpg)
Гоплиты на марше (кликабельны)
...Пусть он идет в рукопашную схватку и длинною пикой
Или тяжелым мечом насмерть врага поразит!
Ногу приставив к ноге и щит свой о щит опирая,
Грозный султан — о султан, шлем — о товарища шлем,
Плотно сомкнувшись грудь с грудью, пусть каждый дерется с врагами,
Стиснув рукою копье или меча рукоять!
Вот это вот многие «исторЕГи» понимали буквально — гоплиты-де стояли так плотно, что жамкались дружка к дружке плечами и составляя так любимую «фикинголюбами» всех времен и народов «стену щитов», закрывая «себя и того парня». В ответ другие резонно возражали — ну и как такая «коробка» могла двигаться? Античные описания сражений кагбэ намекают нам, что двигалась, пусть и не со скоростью бегуна, но таки пешехода — вполне себе. Возможно, всё-таки по полю гоплиты наворачивали «мобильными отрядами», сплачиваясь в «едину кучу геть» прямо перед решающим столкновением — как это делали римляне (впрочем, об этом — потом). А может, строй всегда не был таким плотным, и промеж гоплитов существовал существенный зазор — типа того, который оставляли солдаты в пору линейной тактики (примерно плюс-минус полметра). В общем, тайна сия велика есмь…
Также «возможно что» (опять-таки, «развод пальцАми») Тиртеос стал автором изобретения, сравнимого в военном деле с созданием колеса для экономики. Как все тогдашние поэты, он был «песенник», распевавший свои творения под звуки кифары и флейты. И вполне мог дойти своим умом до того, что флейта (ну свирель, свирель — это же пастушеская страна) задает общий ритм, под который воины могут синхронно двигаться — маршировать и пихать копьями. То есть, решается самая важная проблема «плотной кучи» — как не развалиться, идя на врага. Толпа «пастухов баранов» превращалась в сторуко-стоногого зверя, довольно быстро набегающего на врага и молотящего его ритмичными ударами копий. Довольно страшная штука, особенно для неподготовленной психики всяких варваров. А флейта (она в этом даже лучше трубы, ибо звук у нее очень резкий, и потому различим даже в довольно громком бедламе, который порождает любая битва) стала основным военным интстрУментом вплоть до XIX века, когда армии перестали-таки юзать правильные плотные построения.
![Ars militaris (премьера сезона) Ars militaris (премьера сезона)](/images/main/ars-militaris-premera-sezona-404a5f.jpg?from=https://i.pinimg.com/originals/f4/52/be/f452be732d0ed572a0abeaa94787dd77.jpg)
![Ars militaris (премьера сезона) Ars militaris (премьера сезона)](/images/main/ars-militaris-premera-sezona-bbbfde.jpg?from=https://static.wixstatic.com/media/dadbbb_976056f373314258a4193cc37f294f61~mv2.jpg/v1/fill/w_660,h_362,al_c,lg_1,q_80/dadbbb_976056f373314258a4193cc37f294f61~mv2.jpg)
Копис и махера - сами можете поискать разницу (кликабельны)
Строилась фаланга очень глубоко — обычно в 8-16 шеренг, и всех, кто стоял в затылок дружка дружке, 8-16 человек, называли стихос (строка). Два, три или четыре стихоса составляли эномотию — мельчайшую древнегреческую структурную армейскую единицу. От четырех до 32 эномотий (были варианты в каждом городе и в разное время) назывались лохосом, которым командовал лохагос — древний греческий офицер, отец-командир. Всем же войском командовали стратегосы — чаще всего несколько (ибо демократия, и чтобы не воровал без присмотра), но по очереди. Поскольку щит прикрывал левую сторону тела, а правая оставалась уязвимой, на правый открытый фланг всегда ставили самых сильных и умелых воинов — отсюда привычка называть во многих армиях образцового солдата правофланговым. А в типичном бою фаланг супротив друга сильные правые фланги, как правило, ломали слабые левые врага, получалась «карусель», и тут уж как кому повезет…
И да, еще один легендо-миф. Пытливые умы «исторЕГов» в XVII – XIX веках никак не могли понять — если глубина фаланги 16 человек, а дерутся только первые ряд-два, то что делают остальные? И родилась «гениальная теория» — задние толкают передних, снося врага буквально тушками… Вам смешно, а кое-где еще на полном серьезе можно встретить такое описание. Зато вот про боевые кличи гоплитов почему-то ни в исторических романах, ни в синематографе не повествуют — а представьте себе, как толпа афинян, сближаясь с врагом, орет во все глотки «элелелелеу!», а толпа македонян — «алалалалай!»… Просто команчи какие-то.
|
</> |