Ars militaris (премьера сезона)

топ 100 блогов qebedo05.04.2023 Смело, сограждане, в ногу!

Практически всё, что вы знаете о древнегреческой фаланге, вы не знаете на самом деле, или знаете неправильно. Боевое построение шеренгами — даже не хау-ноу эллинов, существует масса наскальной живописи из древней Шумерляндии и ЕгипЕДа с буквально двигающимися нога в ногу за ровными квадратами огроменных щитов пехотинцами. Так что при любви древногреков как шныряющих везде пирато-торговцев тырить всё у продвинутых соседей (буковки — у финикиян, оружие — у египтян и фракийцев, астрологию — у шумеров) вполне себе вариант, что и построение фалангой они тоже где-то стыбзили. Тем более что для гористой местности Балканского полуострова, изобилующей узостями и всякими щелями, плотное построение «от краю до краю» было эффективным способом серьезно пристановить продвижение врага.

Ars militaris (премьера сезона)
Древняя шумерская "фаланга"

Чисто греческим во всем этом, вероятно, стало изобретение где-то в IX–VIII веке до Р. Х. паноплии — комплекта тяжелого вооружения для воина-пехотинца, включавшего в себя оборонительные и наступательные девайсы, изготовляемые (и это важно!) по «боле-мене» общим стандартам. В паноплию входили: большой круглый щит — гоплон, прикрывавший тело «где-то до колен»; копье — дорю (доре, дори); заточенный с внутренней стороны изогнутый (в нее же, внутреннюю сторону) меч — копис, или махера (она же у «старых исторЕГов» махайра — и несть числа срачей промеж антикозаклепочников, одно ли это и то же, или таки разные девайсы). Это «суровый минимум», с которым древногреки выходили в бой (сверкая солнечными жопами и тем, что насупротив них спереди), судя по своим же рисункам на всякой керамике, но довольно часто (и чем дальше — тем чаще) они прибавляли к нему поножи (кому охота остаться с перерубанной ногою?) и шлем (голова — самое главное, в нее воин ест), обычно «коринфского типа», закрывавший всю голову, окромя глаз (но были и варианты — например, с «откидными» нащечниками). А вот наличие панциря, или каких-то облегченных лат типа нагрудника или кожаного доспеха, обязательным (хотя бы поначалу) не было — штука дорогая, не каждому в карман.

Поскольку самым важным элементом паноплии был щит-гоплон, носивший его воин именовался гоплитом. Этой чести удостаивался отнюдь не каждый древний грек — паноплия даже в самой минимальной комплектации стоила много денег, и позволить ее себе могла только «верхняя часть среднего класса». У аристократов, понятное дело, были средства на лошадь, и они обычно составляли кавалерию, хотя есть теории, что многие гоплиты «побахаче» добирались до поля боя верхом, а для сражения спешивались. Беднота деревенская обычно составляла легкую пехоту — копьеметатели, лучники и пращники, в основном охотники и пастухи, которым к оному оружию было не привыкать в схватках со зверьем, и у которых «дома это было». Ну а самая городская босота усаживалась на скамьи боевых кораблей — гребсти веслами. Обозом и снабжением армии занимались слуги и рабы. Эта схема деления войска была универсальной, и в Афинах, например, Солон во время своих реформ именно так и разделил всех граждан — не по доходам, а по уровню вооружения, которые они могли себе позволить.

Ars militaris (премьера сезона)
Шлем коринфского типа

Сама природа греческого полиса, составлявшего общину наследственных землевладельцев (с неотчуждаемыми и неделимыми участками), приводила к тому, что бОльшую часть их войска составляли именно гоплиты — кавалерия традиционно и везде, кроме Фессалии и Македонии, исчислялась редкими сотнями, много коябликов позволяли себе токмо самые зажиточные полисы, а легковооруженная пообота в «честном бою» супротив гоплита особых шансов не имела («ви будете смияццо, но тактику «бей — беги» придумали значительно позднее), и ее юзали токмо во время засад, преследования и боя с вражеской легкой пехотой. Так что фаланга не просто была «группой воинов, построенных в коробку» — это был своего рода «мини-полис», гоплиты строились по родам и «племенам» (филам), и каждый в строю знал своего соседа практически с детства.

Ежели внешний вид гоплитов (и всех остальных воинов) нам прекрасно известен по килолиону «керамических картинок» и всякой археологической копанины, то вот вопрос, как оне сражались в фаланге, уже вызывает «тучу срачей». Как обычно — скудость источников порождает массу «умствований на пальцах», коим имя легион… По вопросу «рождения» в VIII веке до Р. Х. фаланги на самом деле высказался лишь древний афинский поэт Тиртеос (проживавший в VII веке до Р. Х.), посланный в Спарту во время массового восстания илотов как «гуманитарная помощь» и сумевший обучить диких лакедемонян самым продвинутым методам аттического военного искусства:

Ars militaris (премьера сезона)
Гоплиты на марше (кликабельны)

...Пусть он идет в рукопашную схватку и длинною пикой
     Или тяжелым мечом насмерть врага поразит!
Ногу приставив к ноге и щит свой о щит опирая,
     Грозный султан — о султан, шлем — о товарища шлем,
Плотно сомкнувшись грудь с грудью, пусть каждый дерется с врагами,
     Стиснув рукою копье или меча рукоять!


Вот это вот многие «исторЕГи» понимали буквально — гоплиты-де стояли так плотно, что жамкались дружка к дружке плечами и составляя так любимую «фикинголюбами» всех времен и народов «стену щитов», закрывая «себя и того парня». В ответ другие резонно возражали — ну и как такая «коробка» могла двигаться? Античные описания сражений кагбэ намекают нам, что двигалась, пусть и не со скоростью бегуна, но таки пешехода — вполне себе. Возможно, всё-таки по полю гоплиты наворачивали «мобильными отрядами», сплачиваясь в «едину кучу геть» прямо перед решающим столкновением — как это делали римляне (впрочем, об этом — потом). А может, строй всегда не был таким плотным, и промеж гоплитов существовал существенный зазор — типа того, который оставляли солдаты в пору линейной тактики (примерно плюс-минус полметра). В общем, тайна сия велика есмь…

Также «возможно что» (опять-таки, «развод пальцАми») Тиртеос стал автором изобретения, сравнимого в военном деле с созданием колеса для экономики. Как все тогдашние поэты, он был «песенник», распевавший свои творения под звуки кифары и флейты. И вполне мог дойти своим умом до того, что флейта (ну свирель, свирель — это же пастушеская страна) задает общий ритм, под который воины могут синхронно двигаться — маршировать и пихать копьями. То есть, решается самая важная проблема «плотной кучи» — как не развалиться, идя на врага. Толпа «пастухов баранов» превращалась в сторуко-стоногого зверя, довольно быстро набегающего на врага и молотящего его ритмичными ударами копий. Довольно страшная штука, особенно для неподготовленной психики всяких варваров. А флейта (она в этом даже лучше трубы, ибо звук у нее очень резкий, и потому различим даже в довольно громком бедламе, который порождает любая битва) стала основным военным интстрУментом вплоть до XIX века, когда армии перестали-таки юзать правильные плотные построения.

Ars militaris (премьера сезона)   Ars militaris (премьера сезона)
Копис и махера - сами можете поискать разницу (кликабельны)

Строилась фаланга очень глубоко — обычно в 8-16 шеренг, и всех, кто стоял в затылок дружка дружке, 8-16 человек, называли стихос (строка). Два, три или четыре стихоса составляли эномотию — мельчайшую древнегреческую структурную армейскую единицу. От четырех до 32 эномотий (были варианты в каждом городе и в разное время) назывались лохосом, которым командовал лохагос — древний греческий офицер, отец-командир. Всем же войском командовали стратегосы — чаще всего несколько (ибо демократия, и чтобы не воровал без присмотра), но по очереди. Поскольку щит прикрывал левую сторону тела, а правая оставалась уязвимой, на правый открытый фланг всегда ставили самых сильных и умелых воинов — отсюда привычка называть во многих армиях образцового солдата правофланговым. А в типичном бою фаланг супротив друга сильные правые фланги, как правило, ломали слабые левые врага, получалась «карусель», и тут уж как кому повезет…

И да, еще один легендо-миф. Пытливые умы «исторЕГов» в XVII – XIX веках никак не могли понять — если глубина фаланги 16 человек, а дерутся только первые ряд-два, то что делают остальные? И родилась «гениальная теория» — задние толкают передних, снося врага буквально тушками… Вам смешно, а кое-где еще на полном серьезе можно встретить такое описание. Зато вот про боевые кличи гоплитов почему-то ни в исторических романах, ни в синематографе не повествуют — а представьте себе, как толпа афинян, сближаясь с врагом, орет во все глотки «элелелелеу!», а толпа македонян — «алалалалай!»… Просто команчи какие-то.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Из Красногорска в Москву я обычно добираюсь через «Дмитровскую». Вход в метро рядом, 10-15 минут - и ты в центре. Спускаюсь сегодня с платформы, а у выходов метро куча пожарных машин, МЧС, скорая помощь. В переход никого не впускают. Первое, что приходит на ум... Неужели опять теракт ...
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) зафиксировал падение рейтинга доверия к президенту РФ Владимиру Путину. В течение 13 последних лет центр предлагал ответить на один и тот же открытый вопрос: «Кому из политиков вы доверяете?». В итоге ВЦИОМ 24 мая заявил, что ...
 Мой дедушка любил повторять:" Меня на мякине не возьмешь." Сам был добротный семьянин, женщин любил.  Что конкретно он имел ввиду?  Как думаете. Вопрос к обоим ...
О Сталине, разоблачениях и высказываниях 21 декабря 1879 года родился Сталин – правда, по другой версии, это произошло годом раньше – 18 декабря 1878-го. (Есть мнение, что дело в нумерологии – новый «код судьбы» вождя оказался гораздо сильнее!..  Прагматики, со своей ...
Чемезов подарил (ой, только показал...) Медведеву на 45-летие пластмассовый фуфлофон "4G". В киосках такие продают, для детей - они мигают и тилинькают. Этот вообще молчал... http://www.rian.ru/video/20100913/275215454.html - Не нажимается, вроде... - Ну, это пока прототип... ...