Тысячелетний райх - 21
qebedo — 03.04.2023 Анастасиос I. Персизм и попизмНа выручку похерившимся делам на персидской границе был отправлен военный магистр армий Востока Флавиос Ариобиндос Дагалайфос Ареобиндос (Ареобинд Дагалайф), сын Дагалайфа и внук Ареобинда, а також Аспара (с материнской стороны), о деяниях коих было писано в предыдущих главах. Наследственный военный собрал воинство и в мае 503 года напал на Кавада I в Нисибисе, разбив и прогнав сасанидскую рать. «По удалении его с войском за пределы, так как приближалась уже зима, римские полководцы, перессорившись между собою, пошли для занятия зимних жилищ по городкам Евфратисии, Осроины, Месопотамии, Сирии и Армении» (Феофанос Сигрианис). На самом деле Ареобинд, не получив помощи не подчинявшихся ему магистров Ипатиоса и Патрикиоса, вынужден был вернуться в Эдессу, что позволило персам прогнать назад и двух последних. «В том же году на конском ристалище, во время самого бега, произошла схватка между двумя противными сторонами, и многие поплатились жизнью с той и другой, в том числе убит также сын василевса Анастасиоса от любовницы. Анастасиос до того был этим огорчен, что многих казнил, а других заточил» (он же).
Ареобинд Ареобинд (кликабелен)
Для координации командования и показа выпендивавшимся стратегам «матери Косьмы» был прислан из Константинополиса «с полномочиями» патрикиос Флавиос Келер. Пока он ехал, бану лахм во главе с Ан-Нуманом II ибн ал-Асуадом напали на Ракку, но были разбиты и убежали. В августе 503 года сасанидская рать во главе опять с самим шаханшахом побила Патрикиоса возле Ападны — Ан-Нуман II был убит, но ромеи тикали до самой самосаты. Кавад I осадил Эдессу, но взять не смог. Тут уже приехамши Келер и «взялся ежовСкими рукавицами» — осадил на зиму глядя Амиду. Впрочем, взять ее штурмом была задача для «супер-Келера», и «просто Келер» решил устроить блокаду, дожидаясь, когда гарнизон с голодухи скушенькает самое себя. Весною 504 года магистр Патрикиос и дукс крепости Каллиник Тимостратос напали на Кавада в Нисибисе, где тот сосредоточил 10 000 человек для пограбежа окрестностей, и опять побили. Более сасанидский Иран прислать на фронт никого не мог — на север страны напали из западного Прикаспия племена савиров.
Пользуясь случаем, Ареобинд сотоварищи переправился через Тигр и принялся жечь, грабить и убивать — по приказу Келера, пощадивший мужчину старше 12 лет сам должен был быть казнен. В плен брали только женщин и детей, а также 120 000 голов скота. А также магистр умудрился на обратном пути перебить большой отряд персов, неосмотрительно близко подошедший к его войску. Всё сие настроило шаханшаха на пессимистический лад, и в начале 505 года было заключено перемирие — отощавший гарнизон Амиды ушел восвояси, боевые действия прекратились. Официальные переговоры тянулись еще более года, в ходе которого обе стороны воевали со своими «вольными арабами», пытавшимися грабить приграничье — в ноябре 506 года был подписан мир в городе Дара. Стороны возвращались к «статус кво анте беллум» (довоенным границам), однако за Амиду персам выплатили бахшиш — то ли 1 000 литр золота (324 кг), то ли 11 кентинариев (1 100 литр), то ли три таланта (150 литр).
Сасанидские воЕны (кликабельны)
Продолжал истинный и непокоБЕЛимый монофисит Анастасиос I свой крестовый поход против тех, кто истинно не монофисит. Патриарх Константинополиса Евфимиос отправился из-за разногласий с царем «ехать накуй» с кафедры (в город Евхаит ссылкою), в 496 году, его преемник Македониос II полетел сизым голубем туда же за то же (на сей раз в Пафлагонию) в 511 году с формулировкою «еретик-арианин». Только с патриархом Тимофеосом I Литровулисом (Литровульвисом) василевс нашел общий язык, ибо тот был «сочувствующий» монофиситам (будучи «в душе себя» халкидонитом, притворился, чтобы не потерял доходное место). Его «редакторские правки» в основополагающую молитву «Трисвят» («Святой бог, святой крепкий, святой бессмертный, распятый за нас, помилуй нас» — ересь, ересь, распинали Исуса, но не Б-га-папу и Б-га-голубя!), прочтенную в церквах столицы, вызвали в 511 году бунт, едва не стоивший Дикоросу трона. Патриарх Антиохийский Флавианос II был по тем же причинам изгнан с престола и заменен на монофисита Севира.
«Распятый за нас» продолжал приносить неприятности — в 514 году во Фракии восстал тамошний комит федератов (comes foederatorum) Флавиос Виталианос, ревностный халкидонит, призвавший искоренить ересь моно-миа-фиситскую, аки гидру, на корню. Он был то ли гот (германец), то ли гет (одно слово — румын), то ли скиф (об те времена так звали нарождавшихся славян, хотя и путали их постоянно с хунну — так что великое ХЗ, даже к какой расе принадлежал комит), а также племянник низложенного патриарха Македониоса (сын его сестры). Поскольку в приступе скаредности василевс не выслал в провинции Фракию, Малую Скифию и Мёзию Вторую пайки федератам (воинам-варварам), «Виталян» смог поднять много варваров и примкнувших к ним крестьян, с которыми пошел на Константинополис… Запахло приготовляемой на открытом огне с помощью сковороды свининою.
|
</> |