The Art of Calling Names
anairos — 08.02.2019Детское заклинание советских времен.
На просторах российской эзотерики есть один фрукт отечественного производства, популярный уже много лет. Он родился из творческого переосмысления некоторых заграничных идей, но с тех пор уже сам превратился в копилку идей и методов для российских любителей нетрадиционной духовности и быстрорастворимой магии.
Это симорон. Существует, кажется, уже пять или шесть «именных» штаммов симорона, распространяемых собственными гуру. Два основных несколько раз мутировали до неузнаваемости.
Основная идея симорона – та же, что у позитивной визуализации: ты творишь мир своими мыслями и словами, поэтому думай о хорошем. Оригинальны лишь методы – намеренно абсурдные, чтобы не воспринимать себя и мир слишком уж всерьез.
Среди симоронского инструментария с самого начала был ритуал переименования. Достаточно дать себе или ситуации новое дурацкое имя, как все тут же разрулится само по себе.
Впоследствии его слегка модифицировали, как и все остальное в этом изменчивом направлении. Теперь нужно было придумывать себе «имя Хозяина». Стоит назвать себя этим именем – и ты больше не беспомощный лох на этом празднике жизни, а Хозяин, божественное существо, обладающее полной властью над миром и обстоятельствами.
В массовом варианте, известном далеко за пределами симорона, переименование упростилось. Последователи переименовывают себя в соответствии с задачей момента. Например, «я – тот, кто получает повышение и прибавку к зарплате».
У этого ритуала на удивление древние корни. Авторы симорона переиначили его на свой лад, но сам он встречается еще в египетских магических папирусах. И не только там.
«Сие есть Тело Мое».
«Ты есть То».
«Ты, оливковое масло, ты – не оливковое масло, но пот Благого Даймона, умащение Исиды, речение Гелиоса, сила Осириса, милость богов».
«Сие вино – не мое вино. Господь того вина – обитатель Токо-йо, на скале стоящий небожитель Сукуна».
Первая цитата, как вы уже поняли, из синоптических евангелий – она вошла в канон христианской литургии. Вторая – изречение, выражающее суть индийской адвайты. Третье – заклинание из «Греческих магических папирусов», одно из многих, построенных по такому шаблону. Четвертое – заклинательная песнь родом из древней Японии, записанная в каноне «Кодзики».
Разные времена, разные эпохи, но один метод – взять нечто обычное и провозгласить, что оно является божественным. После этого с ним уже можно обращаться как с присутствием бога на земле.
Египетское и японское заклинание даже составлены по похожей схеме: «это» не есть «это», но «то».
У жертвоприношения тоже может быть такая схема. Евреи своих агнцев незамысловато закалывали, разделывали и сжигали на жертвеннике, но у других народов часто бывало и так, что жертву превращали в подобие бога.
Славяне, например, особенно любили кидать в воду или сжигать соломенных кукол. Некоторые историки полагают, что когда-то они так же поступали с живыми людьми, хотя отказались от этого обычая еще до принятия христианства. Куклу предварительно «обряжали» и давали ей имя: Купала, Коляда, Кострома, Кострубонько, Ярило... По реконструкции Клейна, все это прозвища тех богов, которым предназначалась жертва – в основном Перуна и Сварога.
Получается интересный ход: бога приносят в жертву ему же самому.
Если подумать, только так и может быть: нельзя же просто так взять и переименовать, например, камень в веревку. Сколько его так ни назови, виться он не станет. Значит, это на самом деле не столько переименование, сколько узнавание – мы видим божественное в земном, узнаем его и называем по имени.
Так же устроен и медвежий праздник айнов, и обряд «отпускания орла» у других народов северной Азии. Пойманное животное долгое время выкармливают, держат в почете и подносят дары, а затем во время праздника торжественно убивают со словами «отправляйся к своему Отцу и расскажи, как мы с тобой хорошо обходились». Отец, к которому посылают медведя или орла – Великий Медведь или Великий Орел, дух-зверь, воплощениями которого являются все земные звери.
Современные оккультисты – а уж тем более писатели-фантасты – чаще всего пишут, будто главное в жертвоприношении – смерть. Убийство высвобождает силу, связанную в живом существе. Айны и другие определенно с этим бы не согласились. Смерть служит завершением их ритуала. Так воплотившееся божество возвращают назад, в его мир. Воплощается же оно намного раньше, когда люди берут его подобие и называют именем прообраза. В этот момент божественная сила и приходит на землю.
В христианстве – религии, которая упорнее других боролась с магизмом – древняя схема тем не менее соблюдена до мелочей. Вначале Бог рождается на земле. При этом его несколько раз именуют Сыном Божьим – «сей есть Сын Мой возлюбленный». Затем он учит своих последователей совершать в его честь обряд евхаристии – «сие есть Тело Мое». Наконец, его убивают, но он возвращается из подземного мира и возносится обратно на небо, откуда появился.
Можно сколько угодно говорить о влиянии растительных божеств на образ Христа, но определенно не оно тут главное. Главное – намного старше сельского хозяйства и календарных обрядов земледельцев.
Во всех этих случаях, правда, божественным именем называли не себя, а кого-то другого. Однако и тексты, произносимые от имени бога, встречаются тоже довольно часто. Даже на литургии священник прямо цитирует Писание, говоря «тело Мое» и «кровь Моя».
Переименование себя в соответствии с проблемой, которую нужно решить, берет начало из той же тьмы веков.
Боги – существа разносторонние и многогранные. Аполлон вдохновляет музыкантов и сценаристов, но он же отвечает за мышей и чуму. Определенно не стоит ошибаться и привлекать к себе не ту сторону божественного внимания.
Для того и служат мифы. Они уточняют и дополняют божественное имя. «Афина, спутница героев» – совсем не то же самое, что «Афина, повелительница сов».
В народной магии имена богов используют не всегда. Действующим лицом заговора может оказаться и ветер, и огонь, и камень. Но и там поэтические уточнения тоже не помешают – природные символы не менее многозначны, чем мифологические.
Иногда в заклинании бог и вовсе оказывается в затруднительном положении. Египетский заговор от воспаления гланд гласит, что однажды у Нептуна разболелись гланды, и некому было его вылечить. Но он все-таки бог, и божественной властью сам себя исцелил.
«Я – Нептун, исцеляющий себя от гланд своей святой сетью!» – звучит достаточно абсурдно, вполне по-симоронски.
* «Искусство обзывания» (анг.). Буквально – «искусство звать имена».
|
</> |