
Террорист с ледяными глазами и раскалённым сердцем



Изначально условия для создания были благоприятны. Он осужден и выслан, вытеснен из жизни обществом, его привычный мир разрушен. При этом Хан обладает интеллектуальными и физическими сверхвозможностями, то есть достоин лучшего места в мире. Это для него уже достаточно большая несправедливость, чтобы начать ее исправлять. Маркус использует дополнительный стимул - манипулирует им, используя замороженную команду, а возможно, и дает какие-то обещания.
Другое необходимое условие - это искажение системы ценностей. Хан готов убивать за идеал, поскольку убежден, что в отношении его команды-семьи совершается нестерпимая несправедливость, которая может быть смыта только кровью. И только месть может восстановить равновесие в мире. Вопрос только в том, его система ценностей была искажена изначально или же на нее повлиял Маркус со своими увещеваниями? Но по идее это уже не так и важно.
Важно то, что в фильме уже продемонстрирована схема, по
которой в наше время создаются террористы. Когда все необходимые
болевые точки нащупаны, остается только нажать кнопку - и террорист
начинает действовать. Его подтолкнули, он организовал взрыв,
расстрелял людей: это теракт с какой стороны не посмотри. Теперь
только остается произнести: "Разрешите представить! Это господин
террорист - Абсолютное Зло! Можете считать его главным врагом,
потому что он угрожает вашей спокойной жизни".
Можно отметить, что для абсолютизации Зла в фильме нам дают
подтверждение изначальной агрессивной сущности Хана: ведь в планах
он собирается подвергнуть геноциду тех, кто сильнее его. Как бы
предупреждают, что он не просто террорист, а такой из себя
"потенциальный Гитлер".
(Хотя... По первоисточнику у Кхана есть план на счёт "улучшения
Мироздания" путём геноцида "низших" рас. Низших в сравнении с ним и
его 72-мя "спартанцами".
Там в озвучке - мегаляп. На самом деле Спок спрашивает "уничтожать
всех, кто НИЖЕ вас", а у нас с какого-то перепою перевели и
озвучили "всех, кто ВЫШЕ вас".)
Самое интересное, что в этой ситуации манипулируют обеими сторонами
- и террористом, и теми, кто с ним сражается. В фильме эти стороны
местами начинают себя вести нетипично, в результате чего уничтожают
манипулятора-Маркуса, стремящегося развязать войну. А вот в
реальной жизни войны успешно развязывают. И, вроде бы, все видят
эти политические игры, в которых расходным материалом становятся
обычные люди, но сделать ничего не могут. Могут только смотреть и
безмолвствовать (как те люди в фильме, видя падающий на город
огромный корабль). А потом они продолжают бояться террористов. И не
знают в лицо тех, кто ими играет. Да и представление, собственно,
разыгрывается для обычных людей: они (т.е. мы, наше сознание),
пожалуй, и есть главная цель манипуляторов.
А манипуляторы, кстати, вовсе и не думали терроризм уничтожать. Он
им жизненно необходим, важен и незаменим. Они его временно
"замораживают", вынашивают идеи, а потом будут использовать
снова.
И манипуляторам даже не вредит, что какой-то Абрамс
продемонстрировал приемы их игры, ведь за спецэффектами и взрывами
все-равно ничего не видно )))
Но тут кстати (а может быть и некстати), появился неплохой актер
Бенедикт Камбербэтч! И наполнил образ нашего террориста такими
красками, глубинами и смыслами, что невольно привлек к себе
интерес. Он человек, которого хочется по-человечески понять. Он
воин с чувством собственного достоинства, которым хочется
восхищаться. Он преданный команде капитан, за которым хочется идти.
Он личность со своими загадками, которые хочется разгадать. Мне
думается, что благодаря Бенедикту в этой казалось бы фантастической
истории про Добро и Зло отчетливо проглядывают жизненные
реалии.