рейтинг блогов

Игра за тобой, Харрисон

топ 100 блогов sherlock_series23.05.2013Кино Игра за тобой, Харрисон stid_16


Ну что же, посмотрев (в третий раз) фильм «СтарТрек: Звездный путь во тьму», я могу, наконец, приступить к размышлениям по поводу центральной троицы героев. Интересно, что такое расположение персонажей возникло у меня не сразу, буквально на днях, когда все паззлы сложились.

На первый взгляд, когда в лихорадке смотришь все это межгалактическое непотребство с замораживанием вулканов, мучнисто-белесыми лицами представителей инопланетной расы и боями с варварами – врагами местной Федерации, оказываешься настолько ошеломленной всем происходящим, что не успеваешь осознать, что к чему. Потом смотришь еще, и еще раз, а между просмотрами думаешь, и картинка начинает оживать.

По идее, как в любом порядочном блокбастере, здесь должно быть два антагониста – черный и белый. Белый – Кирк, а черный – ну, вы знаете, кто. Простите за каламбур. Но в таком раскладе это не звучит, и я сразу даже не поняла почему. Зачем нужен адмирал Маркус, если противостояние идет по линии Кирк – Хан? А если противостояние провести по линии Кирк – Маркус, то зачем тогда нужен Хан? Нет, я понимаю, что глаза Бенедикта Камбербэтча всем доходчиво объясняют в каждом кадре, зачем он там нужен, но я имею в виду – драматургически.
И тут вчера до меня дошло.

Это не дуэт, ни с какой стороны. Это терция. Они нужны все трое, и именно в такой последовательности.

Кирк.

Маркус.

Хан.

Посмотрите на них. Трое героев, трое капитанов, трое воинов. Каждый по-своему и каждый на своей войне. Мальчик, старик, мужчина.

Вам здесь ничего не кажется странным?

Присмотритесь. Старик не на том месте. Он должен идти после мужчины. Мальчик вырастает и становится мужчиной, мужчина растет, взрослеет, матереет, стареет и превращается в старика. Естественный процесс, естественный цикл. И функции у каждого свои. Мальчик, юный и неопытный, охраняет дом внутри и двор. Он близок к родительской семье, фактически, во всем от нее зависит. Вспомните разговор Кирка с Пайком, а лучше, с Маркусом – на мостике своего корабля. Вспомните его глаза, умоляющее лицо, дрожащий голос (нет, не только от осознания вины перед своим экипажем он дрожит, он просто физически сжимается при виде старшего, представителя Семьи).

Мужчина охраняет страну. Он сражается у рубежей, разрабатывает оружие, строит боевые корабли, он сам является прекрасным оружием, формирует стратегию и владеет тактикой ближнего боя. Он больше не привязан к породившей его семье, у него есть своя, которую он создал и за которую он полностью отвечает, всем своим существом, своей жизнью. Эта семья может совпадать по величине со страной, а может быть и ее малой частью – неважно. Важно то, что мужчина распоряжается пространством здесь.

Старик охраняет мир. Планету, культуру, цивилизацию. В его руках нити прошлого и будущего, мудрость взрослых и малых, старых и молодых. Он древний и опытный, ходил многими дорогами, и теперь не действует напрямую, а лишь сохраняет в целости границы мира и, когда нужно, корректирует поведение молодых.

А теперь смотрите, как здесь происходит двойное инвертирование. С одной стороны, самый старый в этой троице – Хан (ему триста лет, он, если верить канону, был императором еще в ХХ веке). Но при этом роль старика исполняет Маркус, который намного моложе его, но зато обладает формальной властью, вручаемой старикам в культуре. Проще говоря, у Маркуса есть мандат старика, а у Хана – плоть, возраст, сущность старика. Только все немного сложнее, потому что взросление Хана-мужчины было прервано и заморожено, так что он как бы остановился на стадии мужчины. Как будто бы кто-то захотел подменить подлинного старика (пока еще только потенциального) и поставить на его место подложного. И пока истинный старик спит, без проблем наслаждаться мандатом власти, не принимая на себя ответственность за разные стороны власти, в том числе и темные. То есть, мы берем всемогущество, но не берем необходимость примирять и держать под своей рукой разные народы, вести переговоры, учитывать интересы, решать проблемы, а не стрелять из пукалки, чуть тебе что не понравится. И в этом смысле не важно, что не Маркус лично замораживал Хана и его семью, это сделали представители касты и символического слоя, к которым принадлежит адмирал.

Разумеется, что подложный старик неспособен справиться с управлением своими силами. Просто потому, что у него этих сил нет. Он – видимость, оболочка, в которой нет содержания, маска зрелости, за которой – пустота. И тогда ему ничего не остается, как поднять истинного кандидата на старика, на управление, на власть как содержательное, энергетическое, а не формальное начало.

Он будит Хана.

Разработка оружия и кораблей – это изумительная метафора. Подложный старик хочет войны (хочет энергетического всплеска, притока новой кровавой силы, которая у него на исходе), и для этого ему нужны инструменты, просто физические инструменты (каналы для протекания силы) – оружие, и приспособления, на которых он сможет пересечь космос как воин, освоить его (средства передвижения, готовые бросить его в самую гущу энергии, потому что сам он, на своем ходу, не может).

Фактически, он поднимает Хана для того, чтобы тот сделал его работу. Взял свою энергию, вложил ее в каналы и направил куда нужно. Вспомните слова Хана в его знаменитом диалоге с Кирком: « - Я лучше. – В чем? – Во всем.» Это не хвастовство. Это констатация факта. Грустная констатация, потому что именно затем, что он во всем лучше, его и подняли. Чтобы играть им как марионеткой в его же собственном царстве, на его же собственной территории. (Я сейчас не имею в виду физическую территорию, я имею в виду территорию энергетическую и человеческую, территорию мужчины, который в развитие своей сущности должен созреть и дорасти до старика – старейшины – а вместо этого его останавливают и доят ради чужой пустой старости.) Да еще и шантажируют его семьей. То есть, у него воруют его мир, ради которого он есть такой, какой есть, и перевертывают его в тирана.

А он и есть тиран. Но только в древнегреческом смысле – вождь, правитель. Который собой отвечает за всех, кто ему подвластен. Не зря же у него это имя – Хан (Внимание! Начинается вынос мозга! Смотрите пояснения 2 внизу), которое взято из языков тюркских народов и означает «повелитель». О, как же оно ему идет…

Маркус ни разу не тиран, и более того, не способен им быть. В бою он слаб и труслив, строить стратегические планы не умеет, все, что у него есть, весь новоявленный военный флот – это творение Хана. Все, что может сделать подложный старик, подложный тиран, метящий в повелители, – использовать чужую силу и слабость. Он не только забирает силу мужчины, но и отправляет на вражескую территорию мальчика, который быть там не должен, потому что его дело – защищать дом (Звездный флот и «Энтерпрайз»), отправляет на верную смерть, надеясь избавиться одновременно от мужчины, который стал опасен, и самого мальчика, который однажды неизбежно вырастет и станет мужчиной.

И вот они втроем на мостике корабля. Юный, неопытный мальчик Кирк (недаром его в обсуждениях многие называют желторотиком), оглушенный и испуганный всеми происходящими событиями и совершенно не готовый знакомиться с мужской зрелой силой Хана (а вы заметили, как по-отцовски Хан обращается к нему в полете между кораблями? «Я вижу тебя, Кирк. Бери левее и делай, как я.»), естественно, нападает на него и оглушает. Вначале я думала, что это от непорядочности и аморальности, что это он совершает предательство. Но нет. Или, по крайней мере, не совсем. Это от страха. Хан его захватил, ошеломил, загипнотизировал. Не физической силой и даже не умом, а зрелостью. Мужеством, спокойствием и полной отдачей тому, что он делает. Первое знакомство и главный шок – они ведь происходят еще до эпохальной сцены на «Энтерпрайзе», там, на клингонской земле. «Капитан?» Все, Хан, он твой.

Мальчик, может быть, за свою жизнь и не видел таких мужчин. Нет, он видел правильных, честных, искренних, добрых, ответственных – таких, как Пайк. Но, обратите внимание, с Пайком он спорил и ерепенился, всячески старался доказать, что он круче, умнее, сильнее. А с Ханом не прокатило. Потому что Пайк для Кирка не отец, а, скорее, старший брат, зеркало. Он и называет его другом, а не отцом. Пайк рядом, близко, понятно, приемлемо. Хан стоит на другом рубеже. (Кстати, и понятие «сверхчеловек» в этом контексте можно прочитать метафорически – как указание на то, что он находится на совершенно другом этапе развития, нежели большинство капитанов Звездного флота.)

Вернемся на мостик. Кирк (руками Скотти) от страха вырубает Хана выстрелом в спину и начинает детские разборки с Маркусом. Что Маркус сразу чувствует, потому что мгновенно переходит на слащавый отеческий тон, называет его «сынок» и всячески давит «авторитетом» – орет и пугает надвигающейся войной. Типа, что ж ты, сынок, папку на войну не пускаешь? А мамку-то с тобой кто будет защищать? Что на Кирка более или менее действует, поскольку он мешкает. И тут вскакивает Хан и решает все вопросы, как он это понимает. Этично или неэтично, морально или неморально, но резко и по-мужски. Переходя на конкретный уровень обсуждения, касательно буквальных поступков и их смысла, – я согласна с теми, кто говорит, что Хан ведет себя как безупречный воин: пересмотрите еще раз эти сцены и понаблюдайте, как он сражается. Ни одного лишнего движения. Удары точные, целенаправленные, перемещение по комнате вроде бы хаотичное, но тоже осознанное и рассчитанное, и все очень скупо и быстро. (Мой бог, это идеальная машина войны! Берсерк! Меня понесло, прошу прощения.) Он ломает ногу Кэрол не от злобы и садизма – она преграждает путь к Маркусу, и да, она потенциальная помеха или противник, который может нанести вред. Он даже не думает при этом и не останавливается, он делает это рефлекторно. И давайте я не буду оценивать, «плохо» это или «хорошо». С точки зрения меня – чувствительной женщины, старающейся с большинством людей дружить, – плохо, а с точки зрения Хана, для которого драться и достигать своей цели в бою – как дышать, хорошо.

Дальше он давит Маркуса. Раскалывает, сдавливает пустую оболочку и выбрасывает ее. И снова переход на событийный уровень. Дальше он берет в заложники Кирка и начинает торговаться. Тут интересный момент. Если он действительно может отключить системы жизнеобеспечения на «Энтерпрайзе» и забрать своих, почему он не перебил всех на корабле Маркуса и так и не сделал? Хотел быстрее?

Но самое интересное в финале. Когда мальчик Кирк тоже погибает (героически, спасая всех), и Хана преследует не детская энергия, наивная и не имеющая вектора, а его собственное альтер эго, его собственное логическое зеркало, которому словно бы передалась его ярость. Спок. Это безумно правильно, что именно с ним Хан сошелся в финальной битве. На данный момент из троицы выжил только он один, и он, полный отчаяния, боли и ненависти, сам с собой сражается. И уж совсем потрясающе то, что его оставляют в живых – чтобы воскресить Кирка. Чтобы мальчик жил и рос дальше, ему нужна энергия мужчины. Жаль только, что Хана после этого замораживают. Но это уже другая история.

Вы как хотите, а я считаю, что эта игра за Ханом. Не зря, как правильно сказала в комментариях klavdiaivanovna, камера в конце так влюбленно кружит над капсулой, где в заморозке лежит Хан и (да, я пересмотрела, я видела) улыбается. И он там такой красивый, что просто с ума можно сойти.

Сноски и примечания:

1.     Все, что написано выше, есть сугубо мое личное ИМХО, не претендующее на истинность или лейбл «так оно все и было».

2.      Полный вынос мозга! Происхождение имени Хан (Khan) можно вывести из тюркского слова, которое обозначало тюркско-монгольский титул – «в эпоху родоплеменных отношений у тюркоязычных кочевников так называли человека, который объединял кровных родственников (кан в переводе с тюркского: кровь/кровное родство) в один клан. Хан, который сумел объединить большое количество кланов, именовался каганом. Изначально звучал как – Кан». Отсюда: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D0%BD_(%D1%82%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BB) Знаменитое Чингисхан – это не имя, а титул. Чингисхана звали Темучин. И пишется это по-другому: чингиз-хан.

Учитывая то, что Хан был императором и контролировал четверть мира, меня это вынесло. Если же идти за полным именем (Хан Нуньен Сингх) и первым исполнителем этой роли Рикардо Монтальбаном, и выводить его этимологию из индийских источников, то можно обратиться сюда:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%80-%D1%88%D0%B0%D1%85 или к происхождению прозвища Шер-хан (здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%B5%D1%80%D1%85%D0%B0%D0%BD).

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Отставной телевизионный шут Андрей Караулов, мечтающий вернуться в должность придворного конспиролога, родил целую альтернативную историю новейшей России, чтобы помочь властям в пиаре глупой сказочки про сакральную жертву. Внезапно — то есть буквально не прошло и 15 лет — Караулов вспомн ...
На макете вроде все красиво. Новый стадион, новая станция метро. А давайте присмотримся повнимательнее к этому макету. Вас ничего не смущает? Точно все нормально? Вы действительно в этом уверены? А теперь я покажу вам где продолжат убивать людей. Да, один раз наблюдал убийство своими ...
        «Мир никогда не узнает, что мы с ними сделали» , – эти слова одного из соучастников ритуального цареубийства стали заклинанием мирового зла. Версия прикрытия.        Версия о «расстреле Царской Семьи», ...
Всех православных с праздником! Город медленно проседает в меланхолию осады, которая отражается во внутренних переселенцах. Некоторые по привычке начинают, дачный сезон, заезжая в нейтральную зону со всеми приключениями, претендующими на премию Дарвина. Городская жизнь ...
Время полёта на двигателях с установленной батареей - 40-60 минут ориентировочно, в зависимости от режима, пока не проверяли. Данный экземпляр АС-4-ДУ с двумя неубирающимися электромоторами - экспериментальный, для отработки технических решений. Мощность двигателей по 10 КВт каждый. В ...