Театральный не-роман-2
diak-kuraev — 05.03.2015 О новосибирской постановке становится известно все больше. И все меньше хочется поддерживать протест тамошнего митрополита.В опере Вагнера нет ничего кощунственного. Скорее наоборот - есть вполне христианские мотивы (см. http://www.nskmi.ru/metropole/news/1251/).
В новосибирской версии смотрим либретто:
"Пролог
На время работы над фильмом "Грот Венеры" Генрих Тангейзер оборвал все связи с внешним миром, с друзьями и семьей, целиком посвятив себя съемкам. Тангейзер готовится к съемочному дню. Площадку постепенно заполняют актеры, статисты, осветители, гримеры, помощники режиссера.
Часть 1
Начинаются съемки финальной сцены <�Грота Венеры> прощание Венеры и Иисуса. Иисус хочет любой ценой освободиться из плена грота. Венера пытается удержать его сначала обещаниями вечной любви, затем угрозами и мольбами. Но Иисус стремится в реальный мир, он готов к испытаниям и смерти. В конце концов он разрушает пространство грота, призвав на помощь имя своей матери Марии".
http://www.opera-novosibirsk.ru/afisha/tangeizer.php
Как видим, Иисус появляется в фантазиях персонажа оперы. Причем Либретто называет этого персонажа и его фильм скандальными.
То, что мерещится персонажу спектакля, нельзя выдавать за мнение режиссёра.
"Наполеоновские" мысли Раскольникова нельзя выдавать за мечты Достоевского.
Нельзя Гайдая, режиссера "Бриллиантовой руки" обвинять в пропаганде сатанизма за
за то, что его персонажи несколько раз кряду говорят "чёрт побери".
Мне кажется, что в данной ситуации нужно остановиться, не звать милиционера, а поговорить. Хочется услышать объяснения самого режиссёра. Ему, конечно, неудобна и непривычна такая роль. Ведь если художник вынужден объясняться не на языке своего ремесла, значит что-то пошло не так.
***
Возмущено науськивающие медиа глворят: там, мол всю сцену декорация: распятый Христос между ног обнажённой женщины.
Но это именно декорация. Если на сцене театра висит флаг со свастикой - значит ли это пропаганду нацизма?
Запретим "17 мгновений весны"?
Конкретно эта декорация - всего лишь цитата: так выглядела реклама известного и весьма дельного фильма "Народ против Ларри Флинта". Фильм о мерзости и всесилии порноиндустрии.
Но чтобы понимать и узнавать аллюзии - надо хоть что-то знать. А биография инициатора скандала очень характерна: типичный парень с рабочей окраины, дорвавшийся до власти
"Митрополит Тихон... после 8 класса средней школы трудился рабочим на заводе, учился в вечерней школе. Завершив среднее образование, поступил на заочное отделение техникума, который успешно закончил, затем служил в армии. После демобилизации алтарничал в Покровском храме Переславля-Залесского. В сентябре 1974 г. поступил в семинарию. 10 октября 1976 г. зачислен в штат Издательского отдела Московской Патриархии."
Работа у Питирима исключала возможность нормальной учебы в семинарии.
То есть образования просто никакого: ни семейного, ни светского. Все (включая семинарию) "заочно".
Да и качество учебы в те годы было совсем хилым, т.к. старая профессура уже вымерла, а брать "варягов" из светского научного мира еще не разрешали.
Аспирантура в те годы были абсолютно далека от науки: это была просто стажировка в ОВЦС, таскание чемоданов за знатными иностранцами с последующим писанием "отчетов" (доносов) про них.
А диссертация Тихона смешна: что может писать о византийском авторе Никите Хониате человек, не знающий греческого языка??? Не случайно Тихон ее не издал до сих пор...
При Питириме он был завхозом.
Когда его двигали на епископа, ему нужно было указать в анкете хоть одну "богословскую публикацию".. Проработав в церковном издательстве более 10 лет, он не смог написать ничего!
Требуемую статью ему быстро написал доцент МДА В. К. Антоник.
Его самостоятельная работа на посту главы Изд-ва патриархии была столь провальна, что даже патр. Алексий убрал его.
|
</> |