Татуировка. Через века и страны
vitalidrobishev — 03.05.2020В наши дни никого особенно не удивит человек, кожа которого покрыта самыми невероятными рисунками или текстами. Большее же удивление способна вызвать информация о том, что история этого вида искусства - «нательной» живописи - восходит ещё к эпохе палеолита.
Упоминания о татуировке - полинезийское звучание ее названия осталось неизменным во многих языках - можно найти у Геродота, Платона, Сенеки.
Однако с распространением христианства в Европе увлечение ею стало угасать, а в 787 г. н.э. Папа Адриан I и вовсе осудил и запретил подобное занятие.
С тех пор прошли века, пока возвращающиеся из дальних странcтвий многие моряки не стали восхищенно рассказывать о щедро раскрашенных обитателях далеких континентов, а некоторые и сами щеголять подобными «украшениями». А уже в 1870 г. в Лондоне открылся первый профессиональный салон по выполнению татуировок, после чего началось стремительное распространение новой индустрии по разным городам и весям.
Конечно, в каких-то деталях техника выполнения татуировок в различных регионах мира отличалась, но в основном она оставалась неизменной в течение тысячелетий.
Пользуясь разнообразными предметами, общим для которых был лишь заостренный конец, мастер наносил путем слабых уколов на коже заказчика контур будущего рисунка, а затем втирал в эти места различные красящие вещества. Их состав определялся на глазок, методом проб и ошибок, и являлся строго сохраняемым персональным секретом «художника». В целом же, «технический» прогресс в этой специфической отрасли пока был малозаметным.
В 1875 г. выдающийся американский изобретатель Томас А. Эдисон получил патент на т.н. «электрическое перо». Но именно это изобретение натолкнуло мастера татуажа из Нью-Йорка Сэмюэла Рейли на разработку скоростного способа выполнения заказов. Слегка видоизменив «электроперо» Эдисона, он в 1891 г. запатентовал свой прибор.
Устройство Рейли состояло из 5 управляемых «художником» игл, которые под воздействием миниатюрного двигателя прокалывали кожу и одновременно вводили красящее вещество.
Устройство Рейли позволило улучшить качество «продукции», а за счёт скорости(3000 уколов в минуту)повысить производительность труда мастеров, ни много-ни мало, в 200 раз!
Устройство Рейли
Вместе с тем, в условиях стремительной индустриализации татуажа участились случаи заражения клиентов инфекционными заболеваниями. Власти крупных городов ужесточили требования к соблюдению санитарных правил в салонах, запретили деятельность неконтролируемых мастеров-одиночек. Но несмотря на любые препоны, до 1930-х годов популярность татуировки оставалась довольно высокой и лишь позднее испытала постепенный спад, который сменился новым всплеском через добрые полвека.
В своей тысячелетней истории татуировка, независимо от колебаний интереса к ней, зачастую была связана с негативными явлениями в жизни общества. Со времен седой древности в различных странах рабам и преступившим закон различными способами, включая и насильственную татуировку, наносились на тело видимые специальные знаки, определявшие их статус.
Очевидно, что тогда же появились и первые желающие уничтожить носимое и несмываемое «украшение». До нас дошло свидетельство врача, жившего в VI веке, о применявшемся им едком вареве, которое успешно избавляло от татуировок.
Тюремная татуировка из Южной Африки
Еще в конце 19-го столетия правоохранительные службы различных государств с целью облегчения процесса идентификации личности начали вносить в регистрационные данные о том или ином субъекте подробное описание имевшихся на его теле особых примет в виде знаков или рисунков. Конечно, кое-кому потребовалось срочно избавляться от столь красноречивых характеристик. Но и многие законопослушные члены общества, переболев этим романтическим увлечением, захотели впоследствии позабыть о нём.
А так как клиентура была обширной, то те же мастера, которые зазывали к себе желающих, обещая применить самые устойчивые красящие составы, теперь уже активно рекламировали их выведение. По-настоящему радикальным оказался лишь метод хирургического иссечения «разукрашенного» участка кожи. Поэтому многие были просто вынуждены согласиться на подобную весьма болезненную операцию и навсегда остающиеся шрамы, только бы избавиться от «нательной» живописи.
И если технология процесса «написания полотна» со времен появления изобретения Рейли изменений практически не претерпела, то методика удаления постоянно совершенствуется.
|
</> |