Пожизненный карантин
vitalidrobishev — 01.05.2020В разгар эпидемии коронавируса мировые СМИ вспоминают страшные и загадочные истории из прошлого, которые связаны с инфекциями, заражениями, самоизоляцией и карантином. Одна из таких историй связана с американскими колониями-лепрозориями . Они появились в середине 19-го столетия и исчезли всего несколько десятилетий назад.
Сразу стоит отметить, что сейчас лепра или проказа (сегодня известна как болезнь Хансена) - на 100% изученное заболевание. Примерно 95% жителей США защищены от неё эффективным иммунитетом, а оставшимся 5% в случае маловероятного заражения (примерно 20 тысяч случаев в США ежегодно) на помощь приходят антибиотики. Лепра передается только в ходе повторяющегося контакта с больным в течение длительного периода времени.
Поэтому эксперты справедливо отмечают, что для рядового человека грипп опаснее, чем лепра.
К сожалению, так было не всегда. В эпоху колонизации Америки лепра пугала набожных переселенцев не только жуткой трансформацией человеческого тела, но и фактом упоминания в Библии. Изначально слово "лепра" в Ветхом Завете, вероятно, обозначало нечистоплотность. В средние века и период инквизиции, однако, оно стала обозначать именно жуткую болезнь, которая, с точки зрения первых переселенцев, являлась "меткой дьявола".
До середины 19-го столетия страдавших лепрой в Америке пытались как можно быстрее отправить на тот свет. Таких людей травили ядом, сжигали на кострах, морили голодом, сбрасывали с обрывов и т. п. Часто больные уничтожались тайно, так как религиозное сознание общества брало верх над законодательством. Расправой с прокажёнными занимались губернаторы, мэры, шерифы и даже охотники за головами. Их главной целью всегда являлось бесследное исчезновение "человека с меткой дьявола". Никто не должен был вспоминать о заболевшем, и, тем более, проводить расследование его внезапной пропажи.
В 1860-х годах Америка ступила на долгий и тернистый путь гуманизма. В обществе начались острожные разговоры о правах женщин и... создании специальных колоний для больных лепрой. Прокажённые впервые начали отправляться в полностью изолированные от внешнего мира колонии, где им было суждено жить и умереть.
Самая большая колония для прокажённых располагалась в местечке под названием Калаупапа на Гавайских островах. Несколько сотен прокажённых жили посреди удивительной красоты. Их окружали горы, тропические леса и Тихий океан. Тем не менее, члены комьюнити не имели никаких прав. Они не могли работать, свободно передвигаться, писать письма и вмешиваться в государственные дела. Им даже запрещалось иметь детей. Если ребёнок всё-таки рождался и выглядел здоровым, то надсмотрщики сразу же его забирали.
Калаупапа - остров прокаженных
Фактически, Калаупапа являлась большой тюрьмой, которая появилась благодаря медленному развитию медицины. Прокажённым никогда не говорили, куда именно их везут. Только оказавшись в колонии, они узнавали о пожизненном карантине.
Колонии-лепрозории обросли всевозможными слухами и страшными историями. Появление колоний для больных совпало с модой на "цирки с уродцами". Столицей таких "цирков" во второй половине являлся нью-йоркский Кони-Айленд, где за деньги демонстрировались люди с различными болезнями и инвалидностью. Ведущие подобных шоу часто анонсировали выход на сцену больного лепрой выдуманной историей о том, как они лично съездили в Калаупапа и выбрали "самого страшного монстра".
Омерзительные "цирковые шоу" не имели ничего общего с жизнью в лепро-колониях. Больные люди не были ни монстрами, ни преступниками. Они всячески поддерживали друг друга и стремились жить в мире.
В начале 1880-х годов Калаупапа приняла первых врачей, которые в ходе своих исследований сделали вывод о низкой заразности лепры. Докторов также потрясла храбрость и стойкость заболевших. Они постоянно искали пути для развития. на острове появилась школа, театр, библиотека, продовольственный склад и многое другое.
Колония прокаженных была объектом пристального внимания американской прессы и горячих дебатов в Конгрессе. Известные знаменитости, врачи, ученые и журналисты приезжали со всего мира, включая писателей Роберта Луиса Стивенсона и Джека Лондона.
В 1890 году, после выхода нескольких статей о лепре в медицинских журналах, власти Гавайских островов и других штатов разрешили больным из лепрозория общаться с родственниками. Общение, однако, разрешалось только в двух разных комнатах, разделённых небольшим окошком с решёткой. Гость не должен был видеть больного человека, но мог хорошо слышать его голос.
Больные лепрой
Больные начали принимать близких людей, которых не видели много десятилетий. Так, в 1936 году в одной из колоний в Новой Англии состоялась встреча 93-летнего больного и его 75-летней дочери. Они не виделись... 70 лет.
Отношение общества к людям с лепрой изменилось только к концу 20-го столетия. Тем не менее, тема колоний для больных лепрой до сих пор считается нежелательной в массовой культуре. Об этих закрытых колониях не снято ни одного полноценного фильма и не написано ни одного более-менее достойного исторического труда.
Нежелание поднимать тему лепрозориев во многом объясняется теми жуткими страданиями, которые испытывали изолированные больные. Изменение внешности было далеко не самым худшим последствием заболевания.
Многие сталкивались со слепотой, глухотой, ампутациями конечностей и чудовищными болями, которые не могло заглушить ни одно лекарство. Сегодня трудно осознавать, что в одно и то же время в Америке существовали колония-лепрозорий Калаупапа и "цирк с уродцами" на Кони-Айленде.
Радикальные изменения в лечении болезни Хансена произошло с открытием сульфонов. привезенные на Гавайи в 1946 году, новые лекарства принесли уменьшение симптомов болезни и значительное улучшение качества жизни и здоровья, избавив его носителей от многих страданий. Многие физические барьеры, разделявшие больных от ухаживающих за ними работников, исчезли. Благодаря новым лекарствам, страдающие болезнью лепрой пациенты уже не были заразны и потребность в изоляции отпала.
После того, как закон официально упразднили в 1969 году, небольшая часть больных решили остаться и провести остаток своей жизни на мысе Калаупапа.
Калаупапа на протяжении 103 лет служил домом для отвергнутых гавайским обществом людей. За этот период сюда отправили умирать около 8 тысяч больных проказой. Песчаные дюны усеяны могилами, отсортированные по религиозной принадлежности - католики, протестанты, буддисты. Но многие похоронены в безымянных могилах, точной статистики количества умерших нет.
22 декабря 1980 года образован Национальный исторический парк Калаупапа. Там вы найдёте небольшой музей с очень интересными экспозициями о жителях местной колонии-лепрозория.
|
</> |