Такие разные концы
gull_25 — 15.12.2021В 2013 году я попала в Детройт. Легендарного автогиганта больше нет, есть старые здания завода, почти разрушенный город. Еще 50 лет назад он считался богатейшим городом США, однако сейчас это место ассоциируется с преступностью, безработицей, сокращением численности населения, коррупцией и запустением. Окончательно Детройт был нокаутирован в 80-е годы. И виноваты в этом американские производители автомобилей, привыкшие делать большие и прожорливые машины. После нефтяного кризиса 1973 года и резкого скачка цен на топливо, американские автомобилисты начинали массово пересаживаться на более экономичные европейские и японские марки. С течением времени этот тренд становился всё актуальнее, но американские автомобили менялись слишком медленно. За этим ударом последовал энергетический кризис 79-го года, и, наконец, финансовый кризис 2008-2009 годов, который чуть не добил американскую автомобильную промышленность. Заводы закрывались один за другим, и рабочие вместе с семьями массово покидали город.
Я ходила по этим улицам и меня не покидало чувство, что я это уже где-то видела. Да, видела во Владивостоке. Крупнейшее судоремонтное предприятие медленно умирало. «Дальзавод »был градообразующим предприятием, он строил дома и даже целые микрорайоны для своих рабочих, больницы, школы, детские сады. Понятно, что в калькуляцию ремонта были заложены большие накладные расходы. Прошла приватизация в 90-е годы, и новым хозяевам пароходств стало выгоднее ремонтировать суда в Южной Корее. Вот так выглядит «Дальзавод» со стороны города:
А вот домам Дальзавода повезло больше, чем домам Детройта. Их строили добротно, этот тип домов называют «сталинки». Большая часть домов расположена в центре города. Люди приватизировали свои квартиры и живут дальше, благо во Владивостоке нет безработицы.
Впрочем, работники завода всегда жили хорошо. Судостроители ценились и при царизме, и при власти белых а 1918-1922 годах, и при СССР.
Я в 55 году жила в Уссурийске, в бараке. Телевизоров не было ни у кого. Мой отец в эти годы работал в горкоме КПСС. В одном из цехов «Дальзавода» сейчас собирают автомобили, остальные что-то делают по мелочам. Под маркой «Дальзавод» производится ремонт судов в Большом камне. Судоремонтом и судостроением сейчас занимается и Находкинский судоремонтный завод.
А на месте бывших причалов Дальзавода сейчас построили Набережную Цесаревича, названную так в честь Николая II, который гулял здесь в 1891 году
Мне кажется, что Владивосток стал красивее после переноса ремонта судов из центра города.
|
</> |