Свистящий сортир


Такую своеобразную кличку получил у летчиков английский двухмоторный гидросамолет Супермарин "Странраер", который впервые поднялся в воздух ровно 90 лет назад, 24 июня 1934 года. Это — последняя крупная летающая лодка бипланной схемы, поступившая на вооружение Королевского военно-морского флота. Она была построена в количестве 57 штук и оказалась завидным долгожителем.
Многие "Странраеры" благополучно пережили Вторую мировую войну, а некоторые продолжали летать даже в конце 1950-х, хотя выглядели они, по тем временам, уже очень архаично. Последний экземпляр списали и отправили в музей в 1966 году, то есть, уже в космическую эпоху.
Самолет был, в общем, неплохой: надежный и выносливый, благодаря конструкции из коррозионно-стойкого сплава "альклед" и нержавеющей стали. Он отличался хорошей мореходностью, достаточно высокими для биплана летными данными (максимальная скорость — 266 км/ч) и довольно высоким уровнем комфорта.
В долгих патрульных полетах над морем, продолжительность которых могла достигать десяти часов, к услугам экипажа, состоявшего из шести человек (двое пилотов, штурман-радист и три пулеметчика), были два спальных места, мини-кухня и новинка — ватерклозет со смывом. За это сантехническое чудо самолет и получил свое забавное прозвище "whistling shithouse".
Дело в том, что при открытии клапана, который смывал за борт содержимое унитаза, воздушный поток, проходящий сквозь сливное отверстие, издавал пронзительный свист. Авиаторы и пассажиры (у самолета была и гражданская модификация с салоном на шесть пассажирских кресел) относились к этой особенности машины не с раздражением, а с иронией, поэтому до конца службы "Странраера" от нее так и не избавились.
На заставке — "Странраер" британского ВМФ встретил над морем немецкий поплавковый разведчик "Арадо-196".

"Странраер" в довоенной серебристой окраске над английским побережьем.

"Странраер" на съемном колесном шасси для перекатки по земле. Самолет оснащен деревянными четырехлопастными винтами, которые впоследствии были заменены на трехлопастные металлические пропеллеры.

"Странраер" возле ангара.

"Странраер" разбегается перед взлетом. Под нижним крылом видны две глубинные бомбы. Максимальная боевая нагрузка машины составляла 1000 фунтов (454 кг) тяжелых бомб на внешних подвесках и 160 фунтов (72 кг) мелких бомбочек во внутреннем бомбоотсеке.

"Странраер" в полете над Канадой.

Единственный сохранившийся до наших дней экземпляр "Странраера" в британском музее ВВС.

Образец камуфляжной окраски "Странраера" времен Второй мировой войны.
|
</> |