За два года до "Барбароссы"
vikond65 — 22.06.2024Представленные в предыдущем посте документы, несмотря на их обрывочность и противоречивость, можно рассматривать как своего рода кусочки мозаики, из которых я попробовал составить цельную и, насколько это возможно, объективную картину воздушного боя, состоявшегося 22 июня 1939 года.
Советские летчики — участники воздушного сражения 22 июня 1939 года: Командир 22-го ИАП майор Н.Г. Глазыкин (погиб), старший лейтенант А.П. Пьянков и лейтенант Г.А. Солянкин.
Согласно оперсводке, в 15.00 первыми с нашей стороны поднялись в воздух две эскадрильи 70-го истребительного авиаполка: эскадрилья И-16 в составе 12 машин под командованием лейтенанта Савкина и эскадрилья И-15бис - девять самолетов под руководством опытного летчика, ветерана испанской войны, Евгения Степанова. Сигналом к взлету послужило сообщение поста ВНОС о приближении к аэродрому с северо-запада, со стороны озера Буир-Нур, большой группы японских самолетов.
Японцы не стали гоняться за разлетевшимися в разные стороны "ишаками", а всей девяткой обрушились на эскадрилью Степанова. Наши летчики опять не смогли оказать организованного сопротивления. Вскоре три И-15бис оказались подбиты, а остальные рассеялись. Поврежденные машины полетели обратно к своему аэродрому, но низкая скорость этих устаревших бипланов не позволяла им оторваться от противника. При заходе на посадку и уже на пробеге враги продолжали осыпать их пулями до тех пор, пока самолеты не вспыхнули. Просто удивительно, что всем троим советским пилотам удалось выжить и даже избежать ранений.
На этом примерно в 15.10 закончилась первая фаза сражения, причем закончилась она для нас крайне неудачно: две эскадрильи фактически разгромлены, уничтожены четыре самолета, японцы же потерь не имели. Однако битва еще только начиналось...
Но затем Моримото, очевидно, решил, что бегство не к лицу самураям, и вновь повел своих пилотов в бой. Возвращение его эскадрильи советские летчики приняли за появление новой группы вражеских истребителей. Этим, скорее всего, объясняется фраза из оперсводки о том, что пилоты 70-го полка дрались с двумя группами И-96, а разница в их численности и несоответствие реальному количеству японских самолетов — вполне обычное дело для подобных документов.
Советские и японские истребители сошлись на встречных курсах. В яростной схватке наши потеряли шесть самолетов: пять И-15бис и один И-16. Пятеро пилотов погибли, шестой — лейтенант Прилепский — выпрыгнул с парашютом. Но и советские летчики на этот раз все же смогли поразить два Ки-27, в одном из которых погиб лидер группы капитан Моримото. Японцы остались всемером и без командира против 30 советских машин.
Самолеты отчаянно маневрировали, пытаясь поймать друг друга в прицел. В одной из атак старший сержант Сёго Саито столкнулся с краснозвездным истребителем. При ударе его самолет лишился части крыла, но благодаря своему опыту и хорошей "летучести" Ки-27 Саито сумел дотянуть до аэродрома и совершить посадку. В официальной биографии японского летчика говорится, что он, израсходовав боеприпасы, совершил таран намеренно, и что это был первый воздушный таран на Халхин-Голе.
Между тем, сражение шло уже более получаса. Патроны заканчивались не только у Саито, да и силы японских пилотов были на исходе. Один за другим "самураи" начали выходить из схватки, пытаясь спастись. Наши пустились в погоню. "Бисы" быстро отстали, но пилоты "ишаков", не уступавших врагам в скорости, отомстили за гибель своих товарищей, сбив над Маньчжурией еще несколько самолетов.
В 15.40 в битву вступил 22-й иап. 12 И-16 и 14 И-15бис из этого полка взлетели по сигналу тревоги. Их противниками оказались девять летчиков из 1-й эскадрильи 24-го сентая. Инициатива нападения снова принадлежала японцам, которые спикировали на группу "бисов", но вскоре подоспели "ишаки" и шансы уравнялись.
На нашей стороне был тройной численный перевес, на японской — более высокое мастерство, лучшая выучка и владение техникой. Завязалась "воздушная карусель", в которой японцы сбили семь самолетов — два И-16 и пять И-15бис, в том числе — "ишак" командира полка майора Глазыкина.
По докладам участников сражения, Глазыкин сумел покинуть горящую машину и дернуть за кольцо, но во время спуска на него налетел чей-то охваченный пламенем неуправляемый самолет, срезав купол парашюта. Удар об землю оказался для майора смертельным. Лейтенанту Крюкову повезло больше, он выпрыгнул из горящего И-15бис, раскрыл парашют и благополучно приземлился. Еще два поврежденных "ястребка" сели на вынужденную.
Нашим удалось сбить два Ки-27, кроме того, получил пулю в мотор и вышел из боя самолет будущего пленника - сержанта Миядзимо. В конце концов, шестеро уцелевших японцев не выдержали долгой изнурительной схватки и обратились в бегство. И-16 гнались за ними до самого Ганьчжура, расстреляв при заходе на посадку еще два или три самолета.
Участники битвы с японской стороны: командир 24-го сентая подполковник Кодзиро Мацумура, командир 1-го чутая капитан Сайдзи Кани и лейтенант Хиое Янага, возглавивший 2-й чутай после гибели капитана Моримото. Справа на переднем плане самолет лейтенанта Янаги с командирскими "кольцами" вокруг фюзеляжа и презентационной надписью на борту.
.
Столь неблагоприятное для нас соотношение потерь объясняется целым рядом причин, главные из которых — неопытность и довольно слабая летная, тактическая и стрелковая подготовка советских пилотов, их неумение координировать свои действия, незнание тактики и боевых приемов противника, а также — сильных и слабых сторон вражеских самолетов. Сыграло негативную роль и то, что наши летчики вступали в бой отдельными разрозненными группами. В начале сражения это позволяло японцам громить их поочередно.
Также нельзя не отметить безусловное техническое превосходство японских истребителей Ки-27 над морально устаревшими бипланами И-15бис, на которые пришлось абсолютное большинство наших потерь (13 из 17 машин), хотя в общем количестве участвовавших в бою советских истребителей они составляли менее половины.
И тем не менее, победный для советских ВВС исход воздушной битвы не вызывает сомнений. 24-й сентай всего за пару часов лишился половины своих самолетов и четверти летного состава. Таких ощутимых ударов японские истребительные полки не получали еще ни разу. В этой связи можно всполнить, что совокупные боевые потери ВВС Квантунской армии за предыдущие восемь лет войны в Маньчжурии составляли всего 20 машин.
Но главный итог дня состоял в том, что впервые с начала конфликта японским пилотам пришлось отступить, не по своей воле покинув поле битвы. И впервые небо над Халхин-Голом осталось за нами.
|
</> |