
Конец воздушных самураев


Ровно 80 лет назад, 20 июня 1944 года, завершилась гигантская двухдневная битва в Филиппинском море, она же — битва у Марианских островов — крупнейшее в мировой истории сражение авианосных эскадр и одновременно — лебединая песня японской морской авиации.
Адмирал Дзисабуро Озава вступил в него с пятью тяжелыми и четырьмя легкими авианосцами, на которых базировалось 450 палубных истребителей, бомбардировщиков и торпедоносцев. Адмирал Нагумо, разгромивший Перл-Харбор, обладал куда более скромными силами.
Однако уже через двое суток у Озавы не осталось самолетов, а три из пяти его тяжелых авианосцев лежали на дне Тихого океана. Потери выглядели чудовищно, но еще хуже было осознание того, что сотни японских летчиков и тысячи моряков погибли напрасно — им не удалось утопить ни одного американского корабля. Не помогло даже то, что они первыми обнаружили противника и нанесли удар, когда янки еще не знали, где находится вражеский флот.
В воздушных боях японцы продемонстрировали полную беспомощность перед американскими истребителями F6F "Хеллкэт" и их хорошо подготовленными пилотами. Из первой ударной волны в 68 самолетов 42 были сбиты ценой потери всего одного "Хеллкэта". А те, кто сумели прорваться сквозь истребительный заслон, в большинстве своем промахнулись. Лишь одна бомба попала в линкор "Южная Дакота", нанеся ему незначительные повреждения.
Разгром второй волны был еще более потрясающим: из 107 самолетов 70 сбили истребители и 27 — корабельные зенитки, впервые применившие снаряды с радиовзрывателями. И только 10 машин вернулись из полета. Результат — одно торпедное попадание в авианосец "Энтерпрайз", который остался на плаву и сохранил боеспособность.
В третьей атаке участвовали только 47 самолетов. Большинству из них удалось избежать перехвата (американские летчики сбили "всего лишь" семь машин), но прорвавшиеся бомбили неточно. Ни одна из сброшенных ими бомб и торпед в цель не попала.
Наконец, в последнем налете принимало участие 82 самолета, Он оказался столь же провальным: большинство японских экипажей просто не смогло обнаружить цели. Только одна девятка пикировщиков наткнулась на авианосец "Уосп", но патрулировавшие над кораблем перехватчики сбили восемь из них еще на подходе, а девятый — промазал и чуть позже тоже был сбит.
Остальные долго блуждали над океаном, пока не выработали топливо, а потом отправились на близлежащий остров Гуам, так как для возвращения на авианосцы бензина уже не оставалось. Но над Гуамом барражировали "Хеллкэты", которые напали на японцев, садившихся с пустыми баками, и сбили 30 машин, а еще 40 — расстреляли уже на земле. Один из американских участников этого погрома позже язвительно сострил: "это напоминало старую-добрую охоту на индюшек".

Тем временем, американские подводные лодки торпедировали и утопили авианосцы "Сёкаку" и "Тайхо", вместе с которыми утонуло более 100 палубных самолетов. Общий итог первого дня сражения для японцев прозвучал как похоронный марш: уничтожено два авианосца и более 350 самолетов с практически нулевым результатом. Американцы же не потеряли ни одного корабля, а в воздушных боях и при аварийных посадках было потеряно всего-навсего 23 истребителя.
Фактически сражение американцы уже выиграли, причем — с почти "сухим" счетом, но на следующий день командующий флотом США адмирал Спрюэнс, узнав, что воздушные разведчики наконец-то отыскали эскадру Озавы, решил закрепить успех и отправил 77 пикировщиков и 54 торпедоносца под охраной 85 истребителей в атаку на уцелевшие японские авианосцы.
Это был большой риск, так как приближались сумерки, а большинство американских пилотов не имело опыта ночных посадок. И все же, адмирал решил, что игра стоит свеч, поскольку за ночь японское соединение могло скрыться в неизвестном направлении.
Риск оказался оправданным. Несмотря на отчаянное противодействие последних тридцати пяти оставшихся у Озавы истребителей, американцы ценой потери 20 самолетов утопили еще один тяжелый авианосец "Хийё" и два танкера-топливозаправщика, а также — нанесли тяжелые повреждения авианосцам "Дзюйкаку", "Дзюньё", "Рюйхо" и "Тиёда". В воздушных боях и на разбомбленных авианосцах японцы потеряли еще более 100 самолетов, то есть, вся палубная авиация, с которой Озава вступил в бой, перестала существовать.
Финал сражения оказался для американцев наиболее драматичным. Как и предполагалось, многие летчики не смогли сесть в темноте. Они бились об палубы, врезались в надстройки авианосцев и в ранее севшие машины, либо — промахивались и падали в воду.
Некоторые пилоты путали крейсера и линкоры с авианосцами, пытаясь сесть на них, но, разумеется, это заканчивалось катастрофами. Всего той ночью разбилось или утонуло 88 машин, при этом погибло 38 пилотов, штурманов и воздушных стрелков.

Всего же победа в Филиппинском море обошлась американцам в 109 погибших летчиков. Японцы потеряли убитыми и пропавшими без вести 2987 человек. Суммарные потери в авиатехнике у американцев составляли 123 самолета, а у японцев, — 450.
До капитуляции Японии оставалось более года, но сражение у Марианских островов наглядно показало, что войну на море и в воздухе империя Ямато уже проиграла. Она больше не могла противостоять набравшей максимальные обороты американской военной машине. И теперь ей оставалось либо признать поражение, либо изо всех сил оттягивать неизбежную развязку за счет слепого фанатизма и бесполезного самопожертвования своих подданных.
Японская правящая элита, как известно, выбрала второй вариант, который обошелся стране еще в два миллиона погибших, разрушенную экономику и десятки сожженных городов.

Карта-схема сражения в Филиппинском море.



Авианосцы "Тайхо", "Сёкаку" и "Хийё", погибшие в сражении у Марианских островов.

"Хеллкэт" стартует с палубы авианосца. Для этого с виду толстого, громоздкого и неуклюжего истребителя сражение в Филиппинском море стало звездным часом. Соотношение потерь в воздушных боях между "Хеллкэтами" и японскими самолетами 19-20 июня 1944 года составляло примерно 1:10.

"Хеллкэт" с нарисованной на капоте пастью — участник сражения в Филиппинском море. Под кабиной — отметки десяти воздушных побед.

"Хеллкэты" на палубе авианосца "Хорнет".

Живучая машина: заделанные и зашпаклеванные пулевые пробоины в фюзеляже "Хеллкэта".

Американские палубные пикировщики SB2C "Хеллдайвер" и торпедоносцы TBF "Эвенджер".

Сбитый японский пикировщик D3A "Вэл".
|
</> |