Лосось дыбом
vikond65 — 16.06.2024

Ровно 70 лет назад, 16 июня 1954 года, на калифорнийской авиабазе "Эдвардс" совершил первый полет очень оригинальный истребитель-конвертоплан Локхид XFV-1 Salmon ("Лосось"). По замыслу разработчиков он должен был взлетать и садиться вертикально, по-вертолетному, опираясь на крестообразное хвостовое оперение, а в полете — принимать горизонтальное положение. При этом соосные подъемные винты превращались в тянущие, которые, согласно расчетам, должны были разгонять машину аж до 930 км/ч.
Поскольку управлять такой "каракатицей" никто не умел, решили для начала временно оснастить ее обычным шасси и первые взлеты/посадки производить в нормальном, самолетном режиме. Этот этап испытаний прошел успешно, "Лосось" нормально летал и слушался рулей. Но когда летчик попытался перевести его в вертикаль, оказалось, что мощность турбовинтового двигателя Allison VT-40 — 5300 лошадиных сил — явно недостаточна даже для удержания машины в режиме висения, не говоря уж о наборе высоты.
До установки более мощного силового агрегата о "вертолетном" взлете пришлось забыть. Однако разработка такого двгателя Allison T-54 в 7100 л.с. затянулась и в итоге не увенчалась успехом, а это поставило крест на всей программе. Тем более, что к тому времени уже летали первые сверхзвуковые машины, а максимальная скорость менее 1000 км/ч перестала считаться достаточной для перспективного истребителя. В июне 1955 года все работы по "Лососю" прекратили, а необычный самолет после 32 коротких полетов отправили в музей.
На заставке — XFV-1 в испытательном полете с временным неубирающимся самолетным шасси, которое в итоге оказалось постоянным.
Чертеж XFV-1 в испытательной конфигурации. Машина испытывалась
без вооружения, а затем в контейнерах на концах крыла планировалось
разместить по две 20-миллиметровые автоматические пушки, либо — две
батареи из 24 70-миллиметровых неуправляемых ракет. Контейнеры были
съемные и взаимозаменяемые, а в перегоночном режиме на их место
можно было подвесить дополнительные топливные баки. В неродвижном
носовом обтекателе перед винтами предполагалась установка
радара.
Опробование двигателя XFV-1 на аэродроме.

Та же машина при виде сзади.

XFV-1 с раздвижной лестиницей-трапом для подъема пилота в кабину перед вертикальным взлетом.

Для техобслуживания самолет устанавливали горизонтально с помощью специальной гидравлической рампы.

XFV-1 в позиции вертикального взлета, который ни разу не состоялся. Предполагалось, что истребитель будет размещаться на палубах обычных боевых и транспортных кораблей (не авианосцев) для их защиты от вражеских бомбардировщиков, торпедоносцев и ближних ракетоносцев. Но эти планы так и остались на бумаге.
|
|
</> |
Накрутка друзей в Одноклассниках: как увеличить активность без риска
Пол Кругман о битке и Трампе...
Веселая суббота
Осень в городе
Фото дня от Валерия Плотникова
Опасный парадокс современной России
"Карпе Ретрактум!"
Искусственный бог уже среди нас...
К истокам журнала... Египет улыбнул. Хургада. Её неглубокие окрестности.

