Робот-камикадзе третьего рейха
vikond65 — 13.06.2024Ровно 80 лет назад, за час до полуночи 13 июня 1944 года Германия нанесла первый массированный удар по Лондону автоматическими самолетами-снарядами V-1 (он же Fi-103, а в русской транскрипции "Фау-1"). Несмотря на то, что из 244 летающих роботов, запущенных в первую ночь "ракетного блица" по столице Великобритании, 45 упали сразу после пуска, 89 разбились на маршруте полета из-за отказов двигателей или систем управления, а еще 37 были сбиты английской ПВО, на Лондон спикировали 73 самолета-снаряда, которые несли более 50 тонн взрывчатки.
Это был первый в мире опыт бесконтактной дистанционной войны. Впрочем, несмотря на чрезмерные надежды, возлагавшиеся немцами на автоматическое и самонаводящееся "чудо-оружие", на исход Второй мировой оно не оказало существенного влияния. Тем не менее, для своего времени Fi-103 был весьма совершенной машиной убийства, сочетавшей в себе простоту и дешевизну с довольно высокой эффективностью.
Закупочная цена серийного экземпляра V-1 составляла всего 3,5 тысячи марок — почти в 100 раз меньше цены среднестатистического немецкого фронтового бомбардировщика, который в среднем не выдерживал сотню боевых вылетов. И это не считая стоимости его боеприпасов, обслуживания и расходов на подготовку и содержание экипажа.
А трудозатраты на производство V-1 не превышали 350 рабочих часов. В нем не использовалось никаких дефицитных материалов, только дерево и дешевая сталь. При этом одна наземная стартовая команда могла за сутки запустить с одной пусковой установки до 15 самолетов-снарядов на дальность 170-200 километров.
И хотя в цели попадало меньше половины запущенных крылатых ракет (в среднем 20% отказывали по техническим причинам, 17% сбивали зенитки, а 25% — истребители), оставшихся вполне хватало, чтобы доставлять англичанам и американцам большие неприятности. В одном только Лондоне "бомбы-жужжалки", как прозвали их англичане за характерный звук двигателя, разрушили несколько тысяч зданий и убили более 6000 человек, а еще 17000 получили ранения и травмы.
Не случайно в середине 1944 года значительная часть боевывх вылетов англо-американских бомбардировщиков на Европейском ТВД была направлена против объектов, так или иначе связанных с производством или запуском "оружия возмездия".
Дополнительным свидетельством высокой оценки, данной союзниками немецким крылатым ракетам, является то, что после войны в СССР и США предпринимались попытки их копирования, продолжавшиеся вплоть до конца 1940-х годов.
Вверху — разрез V-1, на котором виден отсек управления, боевая часть, топливный бак и шаровые баллоны со сжатым воздухом для раскрутки гироскопов и привода рулевых машин.
V-1 пикирует на Лондон.
Fi-103 со снятыми эксплуатационными лючками в одном из американских авиамузеев.
Макет Fi-103 и фрагмент стартовой рампы на музейном полигоне в Пенемюнде.
Fi-103 на на рампе парогазовой катапульты, которая за секунду разгоняла самолет-снаряд до 250 км/ч. На этой скорости включался двигатель.
Вертушка анемометра, отсчитывающего пройденную дистанцию перед автоматическим переводом ракеты в пикирование. Справа - хвостовое оперение и сваренное из стальных листов сопло пульсирующего воздушно-реактивного двигателя Аргус As-14. Fi-103 был единственным крупносерийным летательным аппаратом, оснащенным ПуВРД.
Решетка воздухозаборника двигателя и пневматические рулевые машинки, управляющие рулями высоты и направления.
Топливный насос, электросчетчик пройденной дистанции и гироскопический автопилот с пневмоприводом — самый дорогой агрегат крылатой ракеты.
|
</> |