Атомный "Мираж"
vikond65 — 18.06.2024 [email protected]" src="https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6979626/6979626_original.jpg" title="[email protected]" fetchpriority="high" />Ровно 65 лет тому назад, 18 июня 1959 года впервые поднялся в воздух "Мираж IV" — один из последних шедевров французского авиастроения и первый в Западной Европе сверхскоростной реактивный стратегический бомбардировщик, способный летать вдвое быстрее скорости звука.
Хотя во Франции на тот момент еще не было собственной атомной бомбы (ее первое испытание состоялось только 13 февраля 1960 года), "Мираж IV" создавался именно как носитель ядерного оружия. Из 66 построенных бомбардировщиков этого типа 40 были приспособлены для применения французских ядерных бомб AN-11 (впоследствии — AN-21 и AN-22) мощностью от 50 до 70 килотонн.
В дальнейшем 18 из них переоборудовали под крылатые ракеты ASMP с жидкостно-прямоточными движками Alain и 150-килотонными термоядерными боевыми блоками — самое мощное оружие Франции авиационного базирования. Всего было изготовлено 84 такие ракеты и 65 боеголовок для них.
Как видим, на фоне многих тысяч советско-российских и американских водородных боезарядов цифры — далеко не впечатляющие. Французский ядерный потенциал — не столько реальный инструмент достижения победы в гипотетической тотальной войне будущего (полагаю, что в Париже об этом даже думать боятся), сколько — символ того, что "галльский петух" — еще ого-го, он кукарекает и хлопает крыльями.
Если вернуться к "Миражу IV", то он состоял на вооружении французских ВВС с 1964-го до 2005 года, после чего все машины данного типа были списаны как морально устаревшие и заменены более новыми "Миражами-2000", также способными таскать со сверхзвуковой скоростью атомные бомбы и ракеты. Экспортные поставки "Миражей IV" не задались и, несмотря на активный промоушен, ни одна страна эти самолеты не купила.
А в 1966 году "Мираж IV" стал главным героем программмы французских ядерных испытания, в первый и последний раз сбросившим бомбу AN-11 на французский атолл Муруроа в Тихом океане. Примечательно, что это произошло уже после подписания в 1963 году международнго договора о всеобщем запрете ядерных испытаний в атмосфере, на который Франция наплевала и до сих пор не поставила под ним свою подпись. Какой нафиг запрет, если много раз битому, но все еще воинственному петушку очень хотелось продемонстрировать свои атомные яйца?!
На заставке — "Мираж IV" с подвесными топливными баками, благодаря которым его боевой радиус действия составлял 2000 километров, а также — с подвешенной под фюзеляжем ракетой ASMP взлетает с помощью сбрасываемых пороховых ракетных ускорителей.
Первый прототип "Миража IV" с серийным номером "01" на испытаниях в Вильяроше, снимок 1959 года.
Та же машина готовится к полету, экипаж занял свои места в кабинах.
Поставленные рядом для сопоставления размеров "Мираж IV" и его предшественник — однодвигательный одноместный истребитель "Мираж III", получивший гораздо более широкое распространение, растиражированный в количестве 870 экземпляров и активно продававшийся на экспорт.
Серийное производство "Миражей IV", которое продолжалось с 1963-го по 1968 год.
Компоновочная схема "Миража IV".
Камуфляжи "Миражей IV" различных бомбардировочных эскадрилий французских ВВС. Внизу — две декоративно-презентационные раскраски, посвященные юбилеям эскадрилий.
"Мираж IV" в железобетонном укрытии с подвешенной в полуутопленном положении атомной бомбой AN-21, стартовыми ракетными ускорителями и подвесными топливными баками.
"Мираж IV" в "термоядерном" оснащении.
|
</> |