
У мессира Воланда была дочь

Кстати, в таком определении Сатаны нет ничего кощунственного: еще в Ветхом Завете пророк Иеремия неоднократно говорит, что Вавилонский царь Навуходоносор, учинивший геноцид еврейского народа в VI веке до нашей эры, является орудием Бога, которого прогневала еврейская знать, погрязшая в разврате…
Впрочем, явная отсылка к мистике (причем к русской мистике) звучит уже в первые минуты фильма: девочка Абигайль (та самая дочь таинственного богача, которую собираются похитить бандиты) репетирует на театральной сцене фрагмент «Лебединого озера» – самого мистического балета в русской культуре, вдохновленного сюжетами и мотивами из немецкого романтизма, который весь обращен к потустороннему миру и населен самыми мрачными и зловещими его обитателями.
Например, после 15-й минуты фильма, начинается ключевой эпизод, сразу после которого и происходит резкий переход от детективного триллера к мистическому хоррору. Сам этот эпизод очень напоминает «сеанс черной магии с разоблачением» из романа Михаила Булгакова: главная взрослая героиня фильма, которая обладает выдающейся наблюдательностью (почти как Шерлок Холмс), рассказывает каждому из своих подельников (абсолютно незнакомых друг другу) краткую историю его жизни и криминальных «подвигов».
Все последующие события фильма выглядят не иначе, как наказание для всех этих преступников.
Повторю: все те шедевры мировой (и прежде всего русской) литературы и музыки, которые вдохновляли создателей данного фильма, так или иначе связаны с немецким романтизмом, который является неотъемлемой частью той же самой протестантской культуры, из лона которой вышла вся англосаксонская цивилизация, со всеми своими произведениями искусства, включая кинематограф.
А основная идея протестантизма, отличающая его от всех других ветвей христианства - это идея предопределения, гласящая, что, грубо говоря, одни люди рождаются изначально плохими, а другие – изначально хорошими. И, значит, злодеи не могут исправиться, злодеев можно только уничтожать. Не потому ли в США до сих пор активно практикуется смертная казнь?
Именно эта протестантская идея очень ярко выражена в фильме «Abigail». По сути, весь фильм является ее иллюстрацией.
Вампиры могут жить вечно, но только за счет убийства людей и высасывания их крови. Некоторые из них (особо чувствительные) мучаются угрызениями совести и изобретают разнообразные уловки, чтобы избежать убийств: например, они употребляют донорскую кровь. Всё это можно воспринимать как аллегорию того паразитического образа жизни, который ведут криминальные элементы, бандиты, мафия и прочие «подпольные» слои и прослойки общества.
Но можно взглянуть на эту тему еще шире и увидеть здесь аллегорию всего человечества, хищнически истребляющего природу.
Как видим, в этом фильме скрыта масса философских смыслов, хотя на первый взгляд он кажется обычной «развлекаловкой», простым «ужастиком», созданным лишь для того, чтобы «пощекотать нервы» зрителям…

|
</> |