Закипел тут славный бой у Сольферино


... кровь лилась потоком, как из бочки винной!
Эти строки из веселой и духоподъемной австрийской военной песни, которую распевал, отправляясь на призывной пункт, бравый солдат Швейк, абсолютно верно отражают суть события, произошедшего ровно 165 лет назад, 24 июня 1859 года, возле итальянского городка с мелодичным названием Сольферино. Крови, действительно, было много.
Закипевшее там сражение между итало-французской и австрийской армиями, стало решающей битвой Франко-итало-австрийской войны 1859 года и одновременно — одной из крупнейших и наиболее кровопролитных баталий XIX века. В ней принимало участие более 260 тысяч (!) солдат и офицеров, из которых 12257 человек (691 итальянец, 3887 французов и 7679 австро-венгров) погибли сразу, 12066 (1258 итальянцев, 1518 французов и 9290 австро-венгров) пропали без вести, а 29669 — получили ранения.
Очень многие раненые остались без какой-либо помощи и умерли, поскольку медицинские службы обеих армий оказались абсолютно неготовыми к такому числу пострадавших. Не хватало врачей, санитаров, носилок, перевязочных средств и медикаментов. Зато хватало священников, читавших отходные молитвы.
Также надо отметить, что это было последнее крупное сражение эпохи дульнозарядного оружия. Если бы противники использовали скорострельные казнозарядные винтовки и пушки, то, скорее всего, жертв было бы гораздо больше. Но и так, согласитесь, получилось неплохо.
Австрийцам в очередной раз крепко наваляли, Наполеон Третий одержал свою последнюю победу, присоединив к Франции Савойю и Ниццу, Австрия распрощалась с Северной Италией, за исключением Венеции, а в Париже построили мост Сольферино, который в 2006 году зачем-то переименовали в мост имени Леопольда Сенгора — первого президента республики Сенегал.
Ну, а в городке Сан-Мартино, что неподалеку от Сольферино, появилась местная достопримечательность — постоянно действующая выставка нескольких тысяч черепов, скелетов и наборов костей солдат и офицеров, погибших в очередной разборке между монархами. Не совсем понятно, почему их не захоронили по-людски, а соорудили из них этот живописный "вернисаж". Впрочем, в Западной Европе со времен средневековья существует такая немного странная, на наш варварский взгляд, культурная традиция.
На заставке — картина Адольфа Ивона с маленьким наполеончиком, сидящим на большой коняге и указующим своему пушечному мясу направление пальчиком в белой перчатке: "В ад — это туда. Вперед!" Ниже — карта-схема сражения и еще несколько живописных работ, посвященных Сольферинской баталии.

Карта-схема расположения войск перед началом сражения. Французы — красные, австрийцы — синие, итальянцы — зеленые.

Зуавы в атаке. Картина маслом неизвестного итальянского художника XIX века.

Французы штурмуют Сольферино, картина Карло Боссоли.

И еще одна экспрессивная атака зуавов в изображении итальянского художника Фернандо Мазокки.

Французские гусары лихо атакуют австрияков на литографии французского художника XIX века Жозефа Шарля Бюзона.

А это современный итальянский художник-иллюстратор Джузеппе Рава избразил сцену уличного боя в Сольферино.

Очень душещипательный французский пропагандисткий рисунок, на котором Наполеон посещает в импровизированном госпитале, где нет даже коек, французских солдат, изувеченных в битве при Сольферино.


И вот, романтичный финал. Мементо мори, пацаны.
|
</> |